Три рубля по рублю – у губернатора
Т.Захарычева: Исаак Павлович, совсем недавно вы выиграли очередной иск, на этот раз у одного из СМИ, сейчас судитесь с управляющей компанией. Зачем этовам?
И.Гирнберг: Не терплю беззакония, от кого бы оно ни исходило – от дворника, профессора, врача, чиновника… Я уже потерял счёт, сколько подал исков и выиграл судов. Были случаи, когда требовал возмещения морального вреда и снижал эту сумму до одного рубля. Дома у меня хранятся десять рублей, которые я выиграл по десяти искам. Три раза по рублю я выиграл у генерал-лейтенанта, Героя России, губернатора Ульяновской области Шаманова.
- У губернатора Шаманова вы выиграли иск в Страсбурге. Ведь этобыла первая победа ульяновца в международном суде?
- Да. Но тогда не я подал иск, а Шаманов. А я только опротестовал решение наших судов. История у этого иска любопытная. В одной из своих статей я употребил по отношению к губернатору выражение «ни стыда, ни совести», и он подал на меня в суд за клевету, подразумевая, что у него есть и стыд, и совесть. Я в суде доказывал, что выражение «ни стыда, ни совести» - идиома, то есть значение этого выражения не вытекает из значения, входящих в него слов. Да, это негативная оценка, но не информация об отсутствии конкретных качеств. В Ульяновске я проигралво всех инстанциях иподал иск в Страсбургский суд по правам человека. И вот во Франции, на английском языке разбирались, является ли в русском языке выражение «ни стыда, ни совести» идиоматическим .Разобрались. Они послали запрос в Институт русского языка, как я и предлагал ульяновским судьям, и оттуда пришло экспертное заключение, подтверждающее мою правоту. Суд шёл два года, в итоге мне вернули деньги, которые были взысканы по иску Шаманова. Но дело-то не в деньгах, для меня важно только исполнение закона. Я законопослушный зануда.
- Законопослушность иногда даёт неожиданный результат. Теперь нельзя торговать в киоскахтабаком, а в павильонах - можно. Так предприниматели пристраивают к своим киоскам тамбуры, чтобы получались павильоны. В итоге город обрастает уродливыми постройками.
- По закону перепланировка должна быть согласована. Если этого нет, пусть власть обращается в суд и по его решению сносит эти постройки. А у нас известны случаи, когда по указанию власти киоск вместе с холодильниками, колбасой поднимали подъемным краном, грузили на машину и увозили в неизвестном направлении. Причём киоск был установлен на законных основаниях.
Поверю только увольнениям
- Вы как-то сказали, что такого негативного предпринимательского климата в Ульяновске, как последние год-полтора, не было никогда. А власть говорит о благоприятном климате для бизнеса.
- Недавно областная прокуратура опубликовала информацию, что за неполные полгода выявлено более 350 фактов ущемления интересов предпринимателей со стороны чиновников. А если учесть, что далеко не все предприниматели будут жаловаться на власть, то фактических нарушений в разы больше.
У нас много показухи, а на деле власть даёт преференции приезжим инвесторам, в том числе налоговые послабления, и этим наносит ущерб местному бизнесу, у которого этих преференций нет. Могут местные предприниматели в таких условиях конкурировать с приезжими? Вот они и уезжают из региона, причем не в Москву или Санкт-Петербург, а в небольшие города. Только недавно уехала семья в Тамбов и увезла свой бизнес. Людям надоело бороться с беззаконием. Знаю предпринимательницу, которая выиграла восемь или девять судов, из них больше половины – у органов власти. Я прогнозирую, что при таком отношении к малому и среднему бизнесуу нас будет гораздо больше проблем с наполнением бюджета, чем уже есть.
- Совсем недавно губернатор встречался с предпринимателями и обещал, что чиновников, плохо работающих с бизнесом, будут наказывать.
- Я не присутствовал ни на одном из этих совещаний, потому что не верю в искренность заявлений власти. Все сейчас готовятся к выборам. В прошлом году на Шестом съезде предпринимателей была подписана целая хартия о взаимной ответственности и сотрудничестве бизнеса и власти. Где результат?
- Чему бы вы поверили?
- Я бы поверил, если бы за нарушение закона сняли несколько десятков чиновников с работы и если бы этих людей больше никогда не принимали на работу в органы власти.
Ленинские приемы
- А у нас, напротив, всё время тасуют одну колоду. Почему? Кадровый дефицит в номенклатуре?
- Можно по-разному относиться к нашему земляку Ульянову-Ленину, но гениальным его признают практически все. Я руководствуюсь одной его замечательной фразой: в любом деле нужно видеть главное звено, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь.
Мы можем говорить, что у нас не развивается бизнес, развалена промышленность, что сельское хозяйство при наших-то территориях и землях не может прокормить население и так далее. Я убежден: чтобы «вытянуть» все эти проблемы, надо ухватиться за коррупцию. Но в России коррупционерам поручают борьбу с коррупцией, поэтому мы со 148 места по степени некоррумпированности передвинулись на 154-е из 185 возможных.
- А конкретно в нашем регионечто можно предпринять для борьбы с коррупцией?
- Если хотите бороться с коррупцией, нельзя допускать слияния различных ветвей власти – например, исполнительной и законодательной. Сделать это элементарно: власть должна избираться народом, прямым голосованием. Сейчас, по федеральному закону, главу города можно выбирать через прямые выборы или из числа депутатов Городской Думы. В Ульяновской области ушли от варианта всенародных выборов. Почему? Как показывает опыт других регионов, этот путь иногда приводят к власти не тех людей.
Но в первую очередь, нужно говорить о роли гражданского общества в борьбе с коррупцией. А у нас общественные организации возглавляют люди, которые получают зарплату из бюджета. Региональное отделение Союза промышленников и предпринимателей многие годы возглавляет Александр Петрович Пинков, который в то же время многие годы был заместителем главы правительства. Общественную организацию предпринимателей «Деловая Россия» в Ульяновске многие годы возглавлял Дмитрий Рябов, который в то же время занимал ответственные должности в правительстве, а потом был директором Корпорацию развития Ульяновской области.
Урок украинского
- Вы говорите о предпринимательских общественных организациях. Но ведь у нас есть ещё региональное ноу-хау - Палата справедливости, которая финансируется из бюджета...
- Есть еще Общественная палата, создаются разные общественные советы при губернаторе. А кто-нибудь вообще знает, что такое гражданское общество? Даю определение из учебника: гражданское общество – это совокупность независимых (!) от государства общественных организаций, которые в своей совокупности осуществляют контроль за деятельностью власти. Где в Ульяновской области эта совокупность независимых?
Сейчас все заняты обсуждением событий на Украине, но главных выводов из них мы так и не сделали.
- Что вы имеете в виду?
- Я 30 лет прожил на Украине, у меня много друзей украинцев. Там всегда были «западенцы», «бандеровцы». Украинский народ в массе своей их никогда не любил и не поддерживал – ни в советское время, ни сейчас. Но на Украине коррупция ничуть не меньше, чем в России, а то и больше. Когда я звоню своим знакомым и спрашиваю, как вы могли поддержать бандитов, по сути фашистов, они говорят, что им всё равно было, кого поддерживать, лишь бы нанести удар по ненавистной коррумпированной власти. И это говорят порядочные, умные люди, которых довели до отчаяния. Чем не урок?