Строительство металлического гиганта – трехкилометрового моста через Волгу – буквально взорвало провинциальный город, где мастера и умельцы не знали ничего лучше, чем старый добрый верстак и набор привычных, дедовских инструментов.
Слово о шерхебеле
Столярные мастерские в Симбирске были чуть не на каждой улице. Только на улице Московской (ныне ул. Ленина) их было пять. И теперь здесь, в экспозиции музея «Мелочная лавка», сохранилась такая мастерская. Центральное место в ней занимает верстак. Труд за ним был долгий и утомительный, поэтому подбирали рабочее место обязательно по росту столяра: если в выпрямленном состоянии он мог без затруднения опираться на верстак, значит, размер был подобран правильно.
И сто лет назад симбирский столяр имел все основания рассуждать о прогрессе в своем ремесле. На полках в его мастерской обязательно лежали измерительные инструменты - угольник, рейсмус, малка, циркуль, рулетка. Для сверления и долбления – долота, стамески, коловорот, дрель, бурав.
И дня не было, чтобы мастер не брал со своей полки рубанок – самый ходовой, и часто самодельный инструмент. Колодку для рубанка обычно делали из твердых пород дерева – граба или клена. Резец вставляли в колодку в наклонном положении и закрепляли клином.
Могли симбирские столяры похвастаться и «импортным» инструментом в своем арсенале, чаще - немецким или австрийским. Он отличался качеством и был грамотно приспособлен под задачи мастера.
Первичная обработка дерева производилась шерхебелем – рубанком для грубого строгания, цинубель (нем. Zahnhobel – зубчатый струг) использовался для обработки плоских поверхностей. Для строгания прямолинейных фигурных поверхностей - калевка, зензубель, фальцгебель, галтель, шпунтубель, для строгания прямолинейных и криволинейных плоских поверхностей – цикли. Фуганок – для окончательного гладкого строгания. Но инструмент даже с самым мудреным название в «доэлектрическую» пору не менял главной сути: труд был физически тяжелым, монотонным и утомительным.
Мост между прошлым и будущим
А 1913 год по-настоящему встряхнул неспешную жизнь губернского города и его мастерового люда. Симбиряне с изумлением наблюдали, как на берегу Волги появились паровые экскаваторы, подъемные конструкции, строительная техника.
Строительство моста было поручено инженеру и ученому с мировым именем Николаю Апполоновичу Белелюбскому. По его проектам и при его участии к тому времени в России было построено уже более ста больших мостов, но Императорский в Симбирске был особым – самым длинным в Европе.
В ходе работ предстояло пройти пролетными строениями над рекой Волгой, островом и речкой Часовенная Воложка, сделать береговые подходы и выполнить ряд сопутствующих работ стоимостью более 15 миллионов рублей. Такого размаха строительства Симбирск не видел за все время своего существования.
В строительстве железнодорожного моста в Симбирске была задействована вся страна. Стальные конструкции изготавливались на заводах Донецка, гранит для облицовки «туфельных опор» доставлялся из Екатеринбурга. Европа тоже не осталась в стороне: чугунные трубы и водопроводные принадлежности для соединительных ветвей поставлялись Варшавским чугунно-литейным заводом «К. Рудзкий и Ко». Именно при строительстве нашего моста мостовые пролёты впервые стали изготавливать из кованого железа. Это был прорыв в мировой практике железнодорожного мостостроения.
Мост давался строителям немалой ценой - в результате пожара в 1914 г. первая и вторая фермы моста были повреждены, а третья ферма обрушилась вовсе. Общий ущерб от пожара оценивался в 500 тыс. рублей. А в 1915 г. оползень разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге. Но несмотря, ни на что мост был успешно достроен. И уже 5 октября 1916 года по нему было открыто движение.
Императорский мост не просто соединил два волжских берега города, дав, таким образом, новый импульс к его развитию, но показал симбирянам возможности прогресса, а главное человека, который может создавать фантастическую технику и решать задачи, которые кажутся невыполнимыми.
Спустя сто лет сам факт строительства железнодорожного моста в Симбирске (всего за три года в пору Гражданской войны!) – по-прежнему остаётся удивительным, хотя с тех пор столько воды утекло: изменился сам город, люди, которые в нем живут и их возможности… Теперь старый симбирский верстак и полку с несколькими видами рубанков и коловоротом встретишь разве что в столярной мастерской одного из музеев Заповедника «Родина В.И. Ленина».