18 июня Ульяновск посетил министр транспорта Российской Федерации Сергей Левитин. В насыщенной программе визита особое место заняло совещание, посвященное строительству нового моста через Волгу. Казалось бы, что там обсуждать - ульяновцам и всей стране уже было обещано, что величайший долгострой в новейшей истории России будет завершен в 2009 году. Как выяснилось, данный факт до последнего момента был не вполне очевиден.
Министр пообещал денег!
В текущем году на строительство будет выделено 3 миллиарда сверхплановых рублей, а в 2009-м - еще столько же, помимо ранее запланированных. Конечно, неплохо, что деньги есть. Однако возникает вопрос: на чем основывались ранее данные обещания достроить мост в 2009 году? Денег-то, как выяснилось, в достаточном количестве не было - их только сейчас пообещали.
Кстати, с планами сдачи моста на будущий год вообще нет полной ясности. В последнее время начала проскальзывать информация о том, что - да, мост будет сдан. Но не весь, а только верхний уровень - автотрасса. А с нижним, где планировалось пустить скоростной трамвай, пока никто даже не знает, что делать... Так что сроки завершения строительства, несмотря на обильное финансирование, можно пока считать достаточно условными.
И тем не менее, Игорь Левитин выразил удовлетворение темпами строительства. Правда, в его высказываниях промелькнула новая дата планируемого завершения "стройки двух веков": "Мы пообещали несколько лет тому назад, что закончим к 2010 году мост через Волгу в Ульяновске. Поручение Президента РФ завершить строительство мостовых переходов в Волгограде и Ульяновске будет выполнено в срок, и к 2010 году в России не останется мостов, строящихся десять и более лет...". Так что не исключено, что мост будет сдан не в 2009 году, как это было обещано, а годом позже.
К тому же неожиданно выяснилось, что через Ульяновск не будет проходить федеральная трасса, и планируется вообще заморозить проект "Волжский транзит". Так что даже в лучшем случае новый волжский мост станет лишь участком местной объездной дороги. А это значит, что интерес федеральной власти к этому объекту будет постепенно угасать - особенно после того, как завершится реконструкция трассы
М-5, и она превратится в автобан, соответствующий всем европейским стандартам.
Что же в итоге?
Мост воздвигался в расчете на федеральную трассу, строительство которой должно финансироваться из федерального бюджета, а объездная дорога, которой до сих пор нет, - проблема областных властей. И даже если сам мост будет сдан в срок, не исключено, что еще несколько лет пользы от него будет не больше, чем от египетских пирамид: проехать по нему будет можно только тракторам и внедорожникам, поскольку иной автотранспорт до него просто не доедет - нет подъездных путей. Но даже если федеральный центр окажется "добрее", чем обещал, и деньги на подъездные пути будут-таки выделены, то в строй вступит лишь верхний уровень моста, где проходит автотрасса. О планах пуска скоростного трамвая по нижнему уровню моста давно уже никто из официальных лиц даже не упоминает. Очевидно, что трамвая не будет. А что будет? Скорее всего, первые несколько лет - ничего. Так что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств сдачу моста в эксплуатацию в 2010 году можно будет считать условной...