Столбовой бал
Почему дворяне называются столбовыми? У жителей Симбирской губернии тому было своё объяснение. Вот что писал местный историк Павел МАРТЫНОВ. В 1809 году вышел высочайший указ об устройстве грунтовых дорог, до Симбирской губернии очередь дошла в 1817 году. Помещики не хотели выполнять бесполезную, по их мнению, работу по содержанию грунтовок, отвлекая от страды крепостных. Симбирский губернатор князь Алексей ДОЛГОРУКИЙ отправился в Петербург хлопотать об отмене дорожной повинности. И благодаря своим связям получил большие поблажки. Даже живые берёзы, которыми предписывалось обсаживать большие дороги, дворянам Симбирской губернии разрешено было заменить сосновыми столбами, крашенными в серый цвет – в отличие от полосатых верстовых столбов.
В зале Дворянского собрания состоялся великолепный бал в честь Долгорукого, который так и назвали «столбовым балом», а симбирских дворян стали нарекать как особ привилегированных – столбовыми. А дороги и далее могли оставаться неухоженными.
Большие работы по мощению и даже асфальтированию симбирских улиц начались в начале ХХ века усилиями городского головы Леонида АФАНАСЬЕВА, прозванного за свою энергичность «американцем». Весной 1911 года асфальтом с сызранских заводов залили несколько тротуаров, 30 уличных переходов и всю правую сторону Большой Саратовской улицы. Когда в 1912 году из Ярославля прибыл булыжник, замостили около двух десятков улиц. Эти работы велись быстро до самого 1917 года. Симбирск стал гораздо более проходимым. Но при выезде из города, в 1924 году ставшего Ульяновском, путешественники по-прежнему видели перед собой не дороги, а направления, полностью непроходимые в период распутиц.
Автодороги - с нуля
Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной, когда в город эвакуировали промышленность и понадобилось надёжное автомобильное сообщение. Вместе с появившейся в январе 1943 года на карте страны Ульяновской областью возникла и её дорожная отрасль. Специалистам-дорожникам с нуля предстояло создать здесь всю междугородную и сельскую сеть автодорог. Уже в феврале 1943 года создан дорожный отдел Ульяновского облисполкома, позже реорганизованный в управление. А 21 февраля 1961 года здесь образована проектно-сметная группа, которая в ноябре 1969 года стала проектно-сметным бюро со штатом 16 человек. На протяжении многих лет руководила бюро Алла СТРЕЛЬЧЕНКО.
С 1969 по 2001 год запроектирована вся существующая сеть автодорог Ульяновской области. В 2001 году подразделение включено в состав Департамента автомобильных дорог Ульяновской области с численным составом в 40 человек. В 2002 году ПСБ реорганизовано в ОГУП «Автодормостпроект», а в 2008 году - в одноимённое ОАО.
С 2002 года разработано множество проектов. Среди них - два цеха дробильно-сортировочного комплекса и битумных эмульсий близ села Большие Ключищи; расширение левобережного подхода к Волжскому мосту, реконструкция трассы «Ульяновск – Димитровград – Самара». В 2005 году коллектив принял участие в проектировании автодрома в Ульяновске, для чего пришлось основательно изучать опыт зарубежных коллег. Гонщики европейское покрытие автодрома оценили по достоинству.
В 2005–2007 годах велась сложная и большая работа по диагностике, паспортизации и видеосъёмке 3527 км дорог, или 77% дорожной сети Ульяновской области.
- В новом качестве предприятие провело модернизацию, подняв класс своей деятельности, - рассказал генеральный директор ОАО «Автодормостпроект» Владимир ПАРАМОНОВ, - если раньше проектировщики работали в основном на низких категориях автодорог, то теперь наша обычная категория – первая и вторая. На порядок выросли требования к качеству изысканий, проектов и смет.
Строительные материалы в дорожной отрасли сегодня разработаны с применением нанотехнологий: особые требования предъявляют к минеральным добавкам, входящим в состав асфальтобетонной смеси. С нами сотрудничают учёные из Санкт-Петербурга и Воронежа, предлагающие новейшие технические решения.
Не легенда, а жизнь
В компании множество старожилов, для которых деятельность проектно-сметного бюро в советское время – не легенда, а немалая часть жизненного пути.
- Я работаю здесь по распределению после техникума с 1977 года. За эти годы многое изменилось, - поделилась инженерВалентина НАВОЗНОВА, - в 70-80-е годы нередко проектировали для сельской местности «серповидки» - дороги из щебёнки. А сейчас - двухуровневые асфальтированные развязки, подъезды к шестикилометровому Президентскому мосту. С 2010 года компания вышла на всероссийский уровень, участвуя в конкурсах проектно-сметных работ по ремонту и строительству дорог в других регионах России. Лично я принимала участие в проектировании дорог в Пермском крае и Калмыкии.
О том, как во время полевых работ приходилось прятаться от зимнего холода в стогу сена и добираться домой на попутках, рассказали руководитель группы проектировщиков Любовь ЛАГАНИНА и заместитель главного инженера проекта Елена КАЛИНИНА. Обе они пришли на работу изыскателями в бюро в 1981 году.
- Сейчас, конечно, условия стали намного лучше, и инструменты совсем другие, - говорит начальник изыскательского отдела Людмила ТОНКОНОЖЕНКО, которая трудится здесь с 1984 года. - Компания доставляет изыскателей на место на комфортабельной машине, оплачивает гостиницу или снимает жильё.
Сегодня представители этой специальности весьма востребованы, работают по спутниковым технологиям. Спокойной офисной жизни здесь не обещают. Два года назад после стройфакаУлГТУ пришёл в изыскательский отдел Владимир СУРИН, сейчас он ведущий инженер. На месте сидеть не получается: сегодня он в Пензенской области, хотя только что вернулся из Башкирии, где компания проводит изыскания для прокладки 24-километрового участка новой дороги. Молодой творческой команде главных инженеров проекта – Владимиру ПАРАМОНОВУ и Артёму ТУРАЕВУ - есть чему поучиться у специалистов с огромным опытом - Равиля ЗЕЛИМОВА, Рашита ГАЙНУЛЛИНА и Александра РЫБАКА, проработавших в отрасли свыше двадцати лет. Этот сплав молодости и опыта даёт нужный результат, воплощаясь в качественные проекты.
В перспективе у компании, которая делает ставку на развитие базового проектного института с кадровой базой и строительство собственного офиса, – открытие Поволжского филиала и филиала на Северном Кавказе. Статус предприятия позволяет решать вопросы изыскания и проектирования автомобильных дорог практически на всей территории России. В век скоростей и дороги должны быть соответствующие!
На правах рекламы.