Примерное время чтения: 6 минут
484

За пределами невозможного. Культурный шок для ульяновских меломанов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ - Ульяновск 36 07/09/2016
Василиса-Фраскита в «Кармен» (слева) в прошлом году в Ульяновске.
Василиса-Фраскита в «Кармен» (слева) в прошлом году в Ульяновске. Из личного архива

Дом музыки запланировал открытие концертного сезона на субботу, 17 сентября. Концерт из двух отделений будет показан в Большом зале Ленинского мемориала. Удивлять, покорять публику высоким исполнением будет Ульяновский государственный академический симфонический оркестр (УГАСО ) «Губернаторский» под управлением Олега Зверева.

Поклонники классической музыки испытают культурный шок: их вниманию будет предоставлена редко исполняемая в России и совсем незнакомая на Западе симфония Петра Ильича Чайковского «Манфред». А откроет симбирские сезоны в первом отделении солистка - лауреат  международных конкурсов Василиса Бержанская, меццо-сопрано (Москва). Перед концертом мы взяли интервью у дирижёра Зверева и оперной певицы Бержанской. Забегая вперёд, скажу, ульяновскую публику ждёт яркий и незабываемый вечер.

Не заскучаем!

- Олег Евгеньевич, вы оценили произведение Чайковского, почувствовали замысел композитора, сложность симфонии?

- К открытию сезона мы готовим совершенно грандиозное произведение – симфонию «Манфред» Петра Ильича Чайковского. Оно относительно редко исполняется в России, на Западе его вообще не знают. И только очень хорошие оркестры могут справиться с его исполнением, настолько сложные задачи поставил Чайковский перед музыкантами. Произведение написано по одноименной поэме Байрона, там много философии, экспрессии, трагедии, и в то же время присутствует лирика, любовь. Идиллия, пастушки, мистика, эфемерные видения Манфреда и тень его возлюбленной, вакханалия зла, прощение героя – всё это невероятно мастерски передано музыкой. Если удастся передать замысел композитора, мы будем очень рады.

- А как вы относитесь к выбранному репертуару 22-летней московской певицы?

- Василиса Бержанская - очень интересная солистка, будет петь в первом отделении. Она один из финалистов «Большой оперы», такая «рыжеволосая бестия», я её называю. Она будет петь сложные произведения, я бы сказал, это репертуар для «запредельных» возможностей вокалистов. Например, сложнейшие арии, которые, редко звучат, допустим, из оперы «Золушка» Россини.

- Олег Евгеньевич, давайте воспользуемся возможностью газеты и расскажем зрителям о том, что им предстоит увидеть в сезоне 2016-2017 г.?

- Мы приглашаем слушателей не только на открытие сезона. Мы очень любим нашу публику, потому что, посмотрите, зал полон, а 1200 мест (в Большом зале Ленинского мемориала – Ред.) для нестоличного города – это серьёзный успех, я считаю. Мы не стремимся к сюрпризам, мы стремимся к высокому исполнению. Сюрприз – это когда шоу какое-то, я это не очень люблю. Симфонический оркестр – от слова – симфония. Это фундамент его развития и фундамент развития публики. Вкратце могу сказать, что в сезоне прозвучит очень интересная, ярчайшая вторая оркестровая сюита и знаменитое «Болеро» Мориса Равеля; солист нашего оркестра исполнит Концерт для кларнета с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. Прозвучит Неоконченная симфония Шуберта в двух частях, настолько совершенная, что даже сам Шуберт не смог продлить её, и она заканчивается медленной второй частью. Планируется, что на фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» УГАСО будет играть с Денисом Мацуевым «Рапсодию в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина. Будет исполнена «Патетическая оратория» Георгия Свиридова: это грандиозное произведение, и оно актуально сейчас как никогда.

Самые яркие арии

- Василиса, вы будете выступать уже во второй раз, первое выступление было в 2015 году, где вы запомнились ульяновцам в концертной постановке оперы Жоржа Бизе «Кармен» в рамках  фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», исполнив партию цыганки Фраскиты. С каким чувством вы снова едете к нам, но уже в роли солистки?

- Мне очень приятно снова встретиться с тёплой, открытой, отзывчивой, интеллигентной ульяновской публикой. В прошлый раз я приезжала также в статусе солистки, но петь в опере и петь в концерте – это немного разные вещи. В этот раз я и маэстро Зверев представим зрителям сольную программу, которая будет включать в себя только самые яркие, самые значимые арии в репертуаре колоратурного меццо-сопрано.

- К сожалению, недавно не стало великой Елены Образцовой, а именно она вас заметила в телевизионном конкурсе «Большая опера». И правда ли, что именно она открыла ваше меццо-сопрано? Кстати, конкурс канала «Культуры» прибавил вам славы?

- Я поменяла тип голоса спустя год после смерти Елены Васильевны. Образцова к этому не была причастна. Конкурс «Большая опера» за все годы существования ещё ни из кого не сделал оперного певца, собственно, как и все остальные вокальные конкурсы. А славы и опыта, конечно, он прибавил, после конкурса у меня был большой гастрольный тур по стране.

- На Ютьюбе можно посмотреть ролики с вашим выступлением на «Большой Опере». Вы стойко ассоциируетесь с озорной и весёлой Пепитой из «Вольного ветра» Дунаевского, а в жизни вы какая? И кто подбирает вам репертуар и сценические костюмы?

- В жизни я достаточно спокойный и сдержанный человек. Все платья для сцены я выбираю сама, в жизни чёткого стиля не придерживаюсь, одеваюсь по настроению. А репертуар выбираю вместе с педагогом.

- В соцсетях ваша мама выставляет множество фото с вами! Кто она для вас? Гордиться ли она вами? Не она ли определила вашу жизнь? И не псевдоним ли ваша красивая фамилия?

- Моя мама – олицетворение самой настоящей Мамы, мне очень повезло, от неё я всегда чувствую огромную поддержку. Конечно, как любая Мама, она гордится успехами своего ребёнка. Мой профессиональный путь в жизни я выбрала сама, но она полностью меня поддержала. Нет, моя фамилия - не псевдоним, она у меня от мамы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах