Примерное время чтения: 9 минут
1740

Александр Додосов: Пение – это преодоление. Как не утонуть в океане музыки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ - Ульяновск 5 03/02/2016
Алексей Юхтанов / АиФ

Директор Ульяновской школы искусств №10 Александр Додосов стал Почётным гражданином города Ульяновска в начале этого года. В 2016 году исполнится 50 лет с начала хоровой деятельности маэстро. Руководимые им музыкальные коллективы неоднократно становились лауреатами конкурсов всероссийского и международного масштаба. Сам он – лауреат Грушинского фестиваля и заядлый турист. Говорим о гастролях и походах, о роли «души» и профессионализма в музыке, о временах и поколениях. В студенчестве – руководитель эстрадного ВИА. С 1966 года работает с детскими хоровыми коллективами.

Выступление в областной филармонии с хором девочек "Солнечный ветер".
Выступление в областной филармонии с хором девочек "Солнечный ветер". Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Не палочкой махать

А. Юхтанов. Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, для начала краткую биографию – для нашего досье.

Додосье
Александр Додосов. Директор школы, хормейстер. Инициатор, организатор и постоянный участник ежегодных хоровых фестивалей «Симбирская весна», «За полчаса до весны», организатор летних хоровых лагерей, ежегодных молодёжных турпоходов в рамках программы «Музыкальные дороги».
А. Додосов: Досье или додосье? (смеётся)

– Вообще-то досье, но для вас можно сделать исключение.

– Родился 7 ноября 1948 года в городке Сергач Горьковской области. Через год или два переехал в Казань с семьей. Там жил, учился, закончил пединститут. Работал в школе педагогом: география, биология. Потом консерватория, через 5 лет после этого – распределение в город Ульяновск. В 1984 году я сюда прибыл и с тех пор работаю.

– Насколько неожиданным стало присвоение вам звания почётного гражданина?

– Это для меня большой сюрприз и неожиданность, конечно. Достойнейших людей, я слышал, было очень много. Тем не менее служу своему делу верой и правдой.

– Смешно было бы у вас спрашивать – любите ли вы детей. При этом руководитель хора – должность авторитарная. Как совмещаете любовь и власть?

– Профессия авторитарная, это правда. Я стараюсь сделать взаимоотношения менее формальными. Для этого опять же – походы, капустники, сказки и прочие совместные затеи. Если всё это в одних руках, хор становится более мобильным и интересным. Даже члены жюри частенько говорили: сразу видно, что вы не просто вместе поёте, а тесно общаетесь где-то ещё. Для того чтобы хор существовал как единый коллектив, нужно не просто махать дирижёрской палочкой. Нужно, чтобы дети сдружились, чтобы коллектив стал единым организмом. Поэтому и вожу детей в походы. Где как не там воспитываются взаимовыручка, взаимопомощь? Нужны какие-то испытания, от которых наши дети сейчас поотвыкли.

– Сколько у вас сейчас хоров?

– Под моим личным руководством – три. Первый – это камерный хор выпускников нашей школы. Он образовался достаточно стихийно, когда люди, окончив школу, продолжали петь. К нему присоединились педагоги нашей школы, просто люди разных профессий. Кто-то знает ноты, кто-то не знает. Тем не менее – дважды пели реквием Моцарта с Ульяновским симфоническим оркестром. И оперу «Евгений Онегин», когда сюда приглашали солистов московских театров. С орга́ном регулярно поём программы сложные. У кого из мальчиков начинается возрастная мутация, мы переводим их вот в этот взрослый хор. Называется он «Cantus Firmus», что значит «ведущий голос».

И детские хоры. Хор девочек «Солнечный ветер». И мальчишки – «Вольный ветер». И есть вокальный ансамбль «Витаминки», которому не однажды удавалось открывать Грушинский фестиваль. Скоро мы едем на «Зимнюю Грушу» со своей программой.

Студенческая юность. Руководитель эстрадного ВИА.
Студенческая юность. Руководитель эстрадного ВИА. Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Душевно – значит технично

– Что важнее в музыке – профессионализм или чтобы «с душой»?

– Стараюсь, чтобы хор пел самую разную музыку. Чтобы не было однобокого впечатления, что это только Бах и Моцарт. Любая музыка, написанная талантливо, должна найти отклик в душе ребёнка. Мы открываем маленькую дверцу в мир музыки, в огромный океан, в котором можно утонуть, не знаючи, куда плыть. Нужны какие-то ориентиры, вот мы стараемся эти ориентиры детям дать. Если говорить о профессионализме. Скажем, Булат Окуджава не был супергитаристом. Но то, что он привнёс в жанр авторской песни, став одним из родоначальников жанра, – бесценно. Сейчас очень много появилось в авторской песне высоких профессионалов. Очень интересный жанр. Просто он мало известен, потому что не транслируется. Но то, что там творится – это просто потрясающе.

Говорят: вот этот поёт «с душой», а этот нет. Одна пианистка, царство ей небесное, говорила: «Душевно, не душевно… Каким пальцем и как сыграть – вот это и есть «душевно»! Наша девочка получила высокую оценку на фестивале «Волга в сердце впадает моё», который только что прошёл в Ульяновске. Ей дали высокий балл и предоставили возможность повторить исполнение. Она там запуталась, заплакала. Дело в том, что у неё церебральный паралич. Для неё проблема была не просто спеть хорошо, но и устоять на сцене. Казалось бы: человек просто вышел и поёт. Нет! Много чего надо преодолеть в этот момент. А если этой работы нет, мы такого исполнителя не слушаем. Мы ждём, когда он закончит.

В Уральских горах.
В Уральских горах. Фото: АиФ/ Из личного архива А.Додосова

Экстрим неуместен, но…

– Вы много гастролировали с детьми. Случались какие-то «остросюжетные» истории в вашей практике?

– Были очень волнительные моменты. Когда мы с хором девочек «Солнечный ветер», преодолев многие препятствия, попали наконец-таки в Словакию, в Братиславу, нам дали в провожатые молодого человека лет 20, который был просто волонтёр. По-русски не понимал. И этот местный Сусанин привёз нас НЕ ТУДА. Водителю автобуса перебазироваться – проблема: здесь развернуться нельзя, там двойная сплошная… Мы Братиславу совсем не знаем. Вышли из автобуса, побежали по улицам. Стали спрашивать. Словаки нас не понимают. В конце концов мы нашли это здание, влетели туда за 5-10 минут до нашего выхода… Стоим, не можем отдышаться. Какое там – распеться, приготовить голос. В общем, каким-то чудом мы спели и, более того, мы там такой балл высокий получили, который после нас вроде бы никто не получал.

– Искусству экстрим противопоказан. Наверное, в походах он уместнее… Приехав по распределению в Ульяновск, вы наши места сразу изучили?

– Нет, не сразу. Одна из девочек по моей просьбе зашла в турклуб и передала мою просьбу: мол, поющий хор хочет стать путешествующим. Спросили: «А кто руководитель?» Когда там узнали, что Додосов, лауреат Грушинского фестиваля, сразу решили: ведём! И провели. Первый раз – по Сенгилеевскому району. Правда, они думали, что мы спортсмены. А мы привыкли ходить не в спортивном режиме, а так, чтобы замечать всё вокруг. Тем более, что я географ и биолог, могу что-то детям рассказать о природе. Потом ещё раз, и ещё… Потом стали ходить и за пределы области. Например, в самые милые для меня места, связанные с моей студенческой туристической юностью – это Марийская Республика. Детей у нас не по шесть человек ходят в поход, как у туристов принято. Как-то, помню, у нас было человек 50. Полный вагон. Мы поехали на Таганай, на Урале есть такой хребет.

– Ага, и песня есть про Таганай…

– Да, песня Олега Митяева. Мы её там и выучили. Мы садились на поезд на вокзале. А там всё в мраморе, на Урале. Зал в двух уровнях, с верхнего уровня спускается лестница, так, что нас видно и слышно. И когда мы запели эту песню, весь вокзал окаменел вообще. Потому что дети поют здорово, конечно. С нами был профессиональный гитарист, он играл, а мы пели. И такая тишина была в зале…

– Сколько лет уже вы руководите хорами?

– Ну как вам сказать? Первая запись в трудовой книжке – руководитель хора «Дома пионеров» Железнодорожного района Казани – 1966 год.

– 50 лет получается. Значит, вы охватили разные поколения детей. Если сравнить эти времена: дети какого поколения были наиболее отзывчивы к музыке?

– В брежневские времена, когда я только начинал работать, было больше свободы у детей. Не было угроз терроризма и криминала. Меньше было запретов, и ребёнок мог сам выбирать, чем заниматься. Сейчас ребёнок чуть ли не с пелёнок погружён в тревожную атмосферу – а кем он будет? За него везде надо платить. Кто-то скажет, что дети сейчас более ответственные. Я скажу, что они просто более замученные.

На вопрос об успехах и званиях скажу, что всем этим обязан многим людям. Вот здесь работает моя жена Тамара Николаевна. Разве бы я пошёл в консерваторию с двумя детьми, если бы она в своё время не пошла на железную дорогу работать? На горки, на роспуск вагонов! По образованию – «дошкольница». В нашей школе работает много замечательных людей, я волей судеб оказался наверху, просто потому что кто-то должен этим «рулить». Если бы не они – ничего бы этого не было.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах