О дате основания Симбирска
- Юрий Анатольевич, в местной прессе появились сведения об увеличении возраста Симбирска-Ульяновска без малого на 800 лет. Что, для этого действительно есть основания?
- Такое мнение существует, и недавно оно было высказано общественным деятелем из Болгарии Ангелом Христовым. Господин Христов поддержал версию, озвученную ранее, в частности, чувашским краеведом Николаем Казаковым. В своде булгарских летописей «Джагфар тарихы» («История Джагфара»), где сказано, что город «Сембер» упоминается еще под 866 годом. Но экспертиза текста документа оптимизма не внушает. Даже даты даны по Григорианскому календарю, а не по Хиджре, как полагалось бы в мусульманской рукописи. Значит, это позднейшая переработка древнего текста, это в лучшем случае… Археологические данные на территории современного Ульяновска не подтверждают версии о существовании сколько-нибудь значительного поселения волжских болгар на месте позднейшего Симбирска-Ульяновска. Пока есть лишь захоронения ранних кочевых болгар.
Кровные узы
- Почему, на Ваш взгляд, современные болгары, проживающие, как и положено, в Болгарии, проявляют такой интерес к истории Волжской Болгарии?
- При всей своей несхожести современные казанские татары (потомки волжских болгар) и болгары дунайские – братья по крови. В V веке, древние кочевые болгарские племена пришли в южнорусские степи с Востока вместе с гуннской волной. После смерти хана Кубрата болгары под давлением хазар тронулись с обжитых пастбищ. Одна часть под предводительством хана Аспаруха в VII веке откочевала на Балканы, объединила под своей властью местные земледельческие славянские племена, постепенно переняв их язык и обычаи. Часть - откочевала в Среднее Поволжье. С конца VII века кочевые болгары несколькими волнами начинают осваивать Среднее Поволжье, основав позже государство, получившее у историков название Волжская Болгария (или Булгария).
- На Дунае болгары встретили славян-земледельцев. Кого они обнаружили здесь, в Среднем Поволжье?
- Тоже славян. И тоже земледельцев. Это «именьковцы», носители именьковской археологической культуры. Они начали заселять эти земли с конца IV века, придя с левобережья среднего Днепра. Когда пришли кочевники-болгары, значительная часть «именьковцев» вновь откочевала на левобережье Днепра.
- Почему-то арабы и позже, в Х веке, продолжали упорно называть местное население «славянами»?
- Вот именно. Небезызвестный Ибн Фадлан называет подданных местного правителя Алмуша не иначе как «ас-сакалиба», то есть «славяне». А это уже начало Х века. И ошибки здесь нет. Значительная часть населения Волжской Болгарии действительно была славянской.
Это, например, точка зрения профессора Галины Ивановны Матвеевой. Она проанализировала текст Ибн Фадлана и увидела, что принимали посольство вроде как по славянскому обычаю. Местные жители встретили гостей продуктами земледелия, пшенной кашей, например. Я тоже сторонник этой гипотезы.
Кочевники не могут жить на одном мясе и молоке. Если бы прогнали всех земледельцев – возникла бы проблема с питанием.
Артефакты
- Юрий Анатольевич, подтверждается ли какими-либо археологическими данными такая гипотеза?
- Конечно. К выводу о длительном сосуществовании здесь славянского и тюркского населения я впервые пришел еще в 1993 году, когда начал раскапывать городище «Чертов городок» у села Кременки в Старомайнском районе. Остатки раннеболгарского кувшина обнаружились среди обилия именьковской керамики. Позже смешанные материалы VIII-IX веков были обнаружены на территории Сенгилеевского района, в районе Новой Слободы, здесь керамика похожа с одной стороны на именьковскую, с другой – на болгарскую.
Кочевники-болгары, придя сюда, застали здесь славян. Наладились какие-то серьезные такие взаимоотношения, симбиоз, в первую очередь хозяйственного характера… Одни - земледельцы, выращивают на своих полях зерно. Другие – кочевники, гоняют стада. Обмен мог переходить в близкородственные отношения.
Последние два года, 2009-й и 2010-й, мы совместно с самарскими и тольяттинскими коллегами работаем в районе Новой Беденьги. Слышали? Здесь обнаружились очень ранние памятники именьковской культуры. Видимо, самое начало 5 века. Сами эти городища о многом говорят. И там же есть материалы ранних болгар.
- Таким образом, у двух Болгарий – Волжской и Дунайской - гораздо больше общего, чем считалось ранее.
- Да, это так.
- Большое спасибо, Юрий Анатольевич, за очень интересную беседу. Надеюсь, что вы станете частым гостем нашей редакции.
Беседовал Алексей Юхтанов.