На седьмой год своего существования Ульяновский ТЮЗ "добрался" до классики. В прошлую среду "Небольшой театр" представил на суд зрителей спектакль "Чехов - с любовью...", своеобразное попурри из двух извест-ных водевилей "Предложение" и "Медведь".
Два в одном
Перед режиссером-постановщиком Мариной Корневой стояла непростая задача - представить два классических произведения как единое целое и сделать из них нечто большее, чем просто водевиль: погрузить зрителя в атмосферу чеховской эпохи, заставить сопереживать героям.
Забегая вперед, стоит отметить, что это вполне удалось. Зал был переполнен. И в то же время расслабиться и отвлечься нельзя было ни на минуту - настолько динамично развивались события на сцене. Невзирая на комичность фабулы, постановку вполне можно назвать и философской, и психологической. В забавных персонажах просматриваются живые человеческие образы, искренние чувства и целостные характеры.
Любовь сильнее раздоров
Молодой помещик Ломов (артист Артемий Курчатов) приезжает к соседу (Александр Наугольнов) просить руки его дочери (Елена Мякушина). Из-за излишней стеснительности он позволяет увлечь себя разговорами, далекими от истинной цели визита. Споры из-за не поделенных предками Воловьих Лужков перерастают в скандал, который едва не заканчивается трагически, поскольку претендент на руку и сердце еще и слаб здоровьем... Однако в финале любовь оказывается сильнее раздоров, хотя спорить о том, кому принадлежат лужки, супругам, вероятно, предстоит всю их долгую счастливую семейную жизнь...
В начале второго акта встречаются примерный семьянин Ломов и влюбчивый повеса Смирнов, герой "Медведя" (Николай Авдеев). Сталкиваются две точки зрения на жизнь, на женщин, на семью и брак... Этот эпизод связывает сюжеты воедино, и "Медведь" становится естественным продолжением "Предложения".
Новое в привычном
Казалось бы, после Михаила Жарова, сыгравшего роль Смирнова в популярном фильме по чеховскому водевилю, добавить что-либо к этому образу невозможно. Впрочем, добавлять ничего и не пришлось...
"Медведь" Марины Корневой начинается с глубокого траура: небольшой хор крепостных под аккомпанемент безутешной вдовы (Елена Дворянскова) исполняет романс "Мне скучно, мне грустно...". Причем дворовые страдают, скорее, не от сочувствия барыне, а оттого, что им приходится делить с ней затянувшуюся скорбь. Как вихрь, врывается помещик Смирнов, требующий немедленного возврата долга, оставшегося от покойного мужа Елены Ивановны. Конфликт, крики, споры, дуэль, восхищение, восторг, влюбленность, сомнения, взаимность, счастье... События, настроения, чувства стремительно сменяют друг друга.
Музыкальная тема того же трагического романса звучит и в финале, но уже в ритме бравурного марша, под который все танцуют, все смеются - потому что внезапно вспыхнувшая любовь побеждает тяжкие воспоминания.
Пробуждать
чувства
Настоящим украшением этого конфликтно-курьезного действия стала игра актера Александра Наугольнова, который мастерски перевоплотился из самоуверенного и радушного отца невесты в первом эпизоде в нескладного и доброго лакея Луку - во втором.
Почему первыми классическими произведениями в репертуаре "Небольшого театра" стали именно эти две пьесы, объяснила сама Марина Корнева: "На "Вишневый сад" или "Дядю Ваню" у нас актеров все равно бы не хватило, поэтому решили взять то, что соответствовало возможностям труппы. Все пять ролей - бенефисные, и это позволило в полной мере раскрыться нашим замечательным актерам. Хотелось поставить спектакль, способный пробудить самые светлые, самые сильные чувства. Поэтому его так и назвали - "Чехов - с любовью...".