Примерное время чтения: 8 минут
992

Ирина Каторгина: «Было время, когда музыканты ездили по деревням и заводам»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ - Ульяновск 28 13/07/2016
Татьяна Захарычева / АиФ

Музыкальная тема в Симбирске-Ульяновске всегда звучала особо, эта земля рождала и притягивала к себе талантливых людей, убеждена музыковед Ирина Каторгина.

Поводом для нашего разговора послужил  близящийся юбилей – 115-летие её отца, выдающегося дирижера-хоровика  Апполона Каторгина

Крестьяне исполняли  арии

Татьяна Захарычева: - Ирина Аполлоновна, вы говорите, что из Симбирска-Ульяновска вышло много великих музыкантов. Почему? Казалось бы, обычный провинциальный  город.

Ирина Каторгина: - Симбирск – город дворянский,  здесь жили талантливые, образованные люди, целые семьи, где кипела  культурная, в том числе музыкальная, жизнь. В конце XIX- начале XX столетия в Симбирске действовало «Общество изящных искусств», «Музыкально-драматическое и художественное общество». В 1907 году была создана оперная труппа.

И в крестьянской среде создавались серьезные музыкальные коллективы.  Валентина Семеновна Серова, пианистка и композитор, организовала в селе Судосево Симбирской губернии крестьянский хор и даже ставила оперы силами русских и мордовских крестьян. Они выступали не только в Симбирске, но и в Сызрани, Пензе, исполняли оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина... Успехи крестьянского театра были настолько велики, что спектакли приходилось давать по многу раз, иначе нельзя было удовлетворить всех желающих попасть на них.  

- В воспоминаниях о Симбирске часто встречается, что на набережной, в парках все время звучала музыка…

- Выступали многочисленные любительские коллективы. Для симбирян музыка была образом жизни.

- Когда в городе появился первый профессиональный музыкальный коллектив?

- В 1944 году в Ульяновске была основана филармония и сразу же при ней создали государственный академический хор русской песни.  До 50-х годов среди его артистов были в основном любители из симбирских музыкальных семей, а потом в хор стала приходить талантливая молодежь с музыкальным образованием.

Первым художественным руководителем академического хора был Александр Васильевич Сиголаев, а в апреле 1947 году хор принял Аполлон Васильевич Каторгин.  В Ульяновск он приехал, имея уникальный опыт: во время учебы в московской консерватории Аполлон Васильевич подрабатывал в самом великом русском академическом хоре - хоре Свешникова и очень многое у Свешникова перенял. Хор русской песни был ведущим коллективом филармонии. Он много гастролировал по другим городам: был с концертами   в Пензе, Башкирии, Оренбургской, Челябинской области, в Казани, Ижевске, Кирове, Архангельске. В 1956 году состоялись гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока. Артисты переезжали из города в город в вагоне, который прицепляли к разным составам. Залы были переполнены во всех городах.

- А в районах области как принимали академический коллектив?

- Прекрасно принимали. Гастрольные туры по селам длились месяцами. Артисты заезжали с концертами в каждую маленькую деревню. Иногда даже помогали сельчанам закончить работу на поле, а потом тут же, на полевом стане, давали концерт, или все вместе ехали в клуб.  Это была постоянная, большая работа, поэтому столько клубов в деревнях было организовано.  Потом уже и слово «клуб» стало казаться обидным. В сёлах открывали Дома культуры и даже Дворцы культуры.

Ирина Аполлоновна говорит, что в её жизни многое решает случай. И всё-таки это закономерность, что она, физик по первому образованию, стала музыковедом и продолжила дело своего отца (рабочие фото Аполлона Васильевича слева). Музыка стала их общей любовью, одной на двоих.
Ирина Аполлоновна говорит, что в её жизни многое решает случай. И всё-таки это закономерность, что она, физик по первому образованию, стала музыковедом и продолжила дело своего отца (рабочие фото Аполлона Васильевича слева). Музыка стала их общей любовью, одной на двоих. Фото: АиФ/ Татьяна Захарычева

Величайшей глупостью было закрыть хор под предлогом, что стране нужны не академические, а народные коллективы. Инициатива ориентации на народную основу исходила от Хрущева, а местные руководители   кинулись её исполнять. Ульяновский хор русской песни прекратил свое существование в 1960 году, в этом же году было закрыто 30 академических коллективов по всей стране. Народный хор при филармонии тогда так и не создали…

Игры вождей

- Как разные правители влияли на развитие музыкальной культуры?

- Если говорить исключительно о   культуре, то выше Сталина   никто «не забирался». Он ходил на все оперы, симфонические концерты, знал толк в музыке и даже помогал талантливым артистам.

Хрущев нанёс  культуре большой урон. Когда пришел Брежнев, администрация поменялась, и культура начала подниматься.  Повезло стране с министром культуры Фурцевой. Кстати, она оказала Ульяновску большую помощь в создании  симфонического оркестра к 100-летию Ленина. Главным дирижёром оркестра пригласили  ученика великого Мравинского Эдуарда Серова. Он работал у нас ровно 10 лет – с 1968 по 1978 год. При Серове музыка и в Ульяновске, и в области поднялась невероятно. Каждое лето симфонический оркестр играл в деревнях. Музыканты ездили на заводы и играли в обеденные перерывы.  Недавно по телевизору «сморозили»:  работников на заводах кормили музыкой, чтобы не падали от голода. Какой вздор: они получали возможность слушать великолепных исполнителей прямо в цехах. В 60-70 годы любовь к академической музыке была поистине народной, она постоянно звучала по радио,  простые  люди наизусть знали оперные  арии.

- В условиях новой России мы эту  «высокую ноту» потеряли…

- В новой России первым делом из основных  предметов школьной программы убрали   живопись и музыку. Вместо этого появилось какое-то дополнительное образование. Почему дополнительное, если давно доказано, что музыка главный воспитатель? Самое сильное воздействие на внутренний мир человека может оказывать именно музыка.

Но сейчас начался подъём. Наша филармония  готовит много интересных программ и для детей, и для взрослых.

Имена в истории

- Ирина Аполлоновна, вы сейчас собираете материалы о музыкантах, которые работали в Ульяновске до, после и во время войны.  Какие имена особенно интересны?

- Например, в Симбирске родился Александр Варламов - композитор, аранжировщик, певец, дирижёр, руководитель одного из лучших советских джаз-оркестров. Он был участником джазового оркестра Утёсова, и вместе с Утёсовым объездил все фронты. С Симбирском связано имя композитора Аркадия Островского, автора всем известных  песен «Пусть всегда будет солнце!», «Спят усталые игрушки», «А у нас во дворе»…

А вот Татьяна Лаврова из Новоспасского района прославиться не успела, хотя обладала необыкновенным голосом. Она  поступила в московскую консерваторию, но успела  окончить только четыре курса.  На третьем и четвертом курсе  она постоянно  участвовала во фронтовых  концертах. Погибла в 1942 году, в 22 года.

Досье «АиФ»
Ирина Каторгина. Музыковед, заслуженный учитель школы РФ, окончила физмат Ульяновского педуниверситета и теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории. Автор книги «Музыкальная культура Симбирска-Ульяновска. ХХ век».

Очень интересным человеком был Сидор Иванович Ургалкин – мастер, создатель музыкальных инструментов из Сенгилеевского района, города Елаур.  Когда он сделал инструменты для целого народного оркестра, то подарил их школе и организовал там музыкальный коллектив. В моем списке пока около сорока человек. Интересны все!

- Но  есть имена знаковые, на которых поднялась музыкальная культура не Симбирска, а уже Ульяновска…

- Я считаю, что это Каторгин, Серов и Шадрина – замечательная пианистка и первый директор  музыкального училища.

- Какое главное наследство вы получили от Аполлона Васильевича?

- Он мне передал трудолюбие и аккуратность. Не было случая, чтобы он что-то искал, всегда знал, где и что лежит. И у него был очень серьезный подход ко всему, чем бы он ни занимался. Когда Аполлон Васильевич вышел на пенсию, работал исключительно на общественных началах, хотя это всегда была очень большая и серьёзная работа. В 1962 году он возглавил хоровой коллектив Дома учителя.  И уже в 1963 году хор был признан лучшим в третьем туре Всесоюзного смотра художественной самодеятельности.  Ещё через два года на базе хора Дома Учителя был создан городской академический хор Дома художественной самодеятельности профсоюзов.  И уже в 1967 году Аполлон Васильевич со своим коллективом  добивается  больших успехов в конкурсах всероссийского и всесоюзного масштаба. Он был не только талантливым музыкантом, но и страстно влюбленным в свое дело человеком. Мог бы добиться большого «успеха» в том смысле, как его сейчас трактуют. Но карьера Аполлона Васильевича не интересовала. Он хотел одного – работать с хором.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах