Недалеко от села Ховрино Вешкаймского района когда-то было поселение первобытного человека. Этой "новости" не менее пяти тысяч лет. Но есть и более свежее сообщение.
Участники работающей здесь несколько сезонов подряд археологической экспедиции УлГУ воспроизвели этим летом на месте раскопанного древнего жилища - новое, но в точности такое же, какое стояло прямо вот тут тысячелетия назад.
А недалеко от села Елшанка Ульяновского района энтузиасты изготовили "первобытный" челн, сработанный из цельного куска дерева. Зачем взрослым и серьезным людям вживаться в образ далеких предков?
Рассказывает руководитель экспедиции, кандидат исторических наук, преподаватель УлГУ Александр Вискалин.
Понять древнего человека
Экспериментальный "зуд" в археологии наблюдался еще в XIX веке. Однажды были найдены первые каменные палеолитические рубила. Чтобы определить, как эти орудия использовались первобытным человеком, пригласили спортсмена-дискобола. После серии бросков было вынесено заключение, что предметы использовались как метательные диски. Этот вывод был ошибочным. На самом деле рубила - это мясные ножи. Но то был один из первых опытов...
Кое-что из жизни древних людей могут понять этнографы, изучая современные племена, находящиеся на первобытном уровне развития. Кое-что, но далеко не все. Изучая орудие, изготовленное по древней технологии и поработав над ним, начинаешь лучше понимать душу и сознание древнего человека, жившего в теснейшем слиянии с природой.
Мифы и реальность
В свое время в исторической науке бытовало немало мифов. В начале хх века считалось: работа по изготовлению каменного топора настолько трудоемка, что в древности начинал ее отец, а заканчивал сын. Жизни человеческой не хватало на один каменный топор! Ленинградский ученый, ныне покойный, Сергей Аристархович Семенов убедительно развенчал этот миф, изготовив каменный топор своими руками. Оказалось - чтобы его сделать, необходима вовсе не целая жизнь, а всего 48 часов работы! Трудоемко, конечно, но не настолько.
Игра или бизнес?
Наука интересна ученым. А для непосвященного - зачастую скучна и непонятна.
Популяризация знаний - важнейшая составляющая экспериментальной археологии. От изготовления каменного топора и работы им - один шаг до игры в первобытного человека. На Западе академическая наука теснейшим образом связана с экспери-ментальной. Это "бизнес-наука". Исследование неизменно завершается серией реконструкций и экспериментов - от изготовления отдельных орудий до воссоздания поселков, пирамид и кораблей, на базе которых открываются затем потрясающие музейные комплексы. Они привлекают к себе массу туристов. Археология приносит прибыль!
Ну, и второй момент - это хорошая форма досуга. На Западе давно практикуется создание лагерей волонтеров, которые под руководством ученых проводят над собой эксперименты. Пытаются выжить в доме первобытного человека, работать его орудиями, готовить и есть его пищу.
Львы и слоны - в помощь
археологам
Лично у меня интерес к экспериментам проявился с первого курса ЛГУ. Мой непосредственный шеф и первый учитель, сотрудник ленинградского отделения института археологии Александр Ефимович Матюхин исследовал рабочие свойства каменных орудий. Для этого их надо было сперва сделать. Пришлось изучать и технологию изготовления. И я сразу попал в оборот к этому человеку, увлеченному и умеющему увлечь. И с самых первых шагов мне пришлось работать над разделкой... львов. В киевском зоопарке по каким-то причинам пришлось отстрелить полдюжины львов. Шкуры пошли на чучела для киевских музеев, а туши заморозили и привезли в Ленинград. Шеф созвал группу студентов, вооружил нас каменными орудиями, и мы в течение двух или трех дней резали, точнее пилили этих огромных животных на мелкие части. Тогда я вынес для себя истину, что каменное орудие режет мясо ничуть не хуже, чем стальной нож. Более того, оно обладает свойством самозатачивания. С режущих краев откалываются микроскопические чешуечки, и сами края становятся похожими на пилку, необыкновенно острую. Чем больше работаешь, тем острее орудие.
А за год до моего поступления здесь резали слона. В ленинградском зоопарке взбесился слон, и его пришлось застрелить. С помощью него ученые смоделировали ситуацию "олдувайского человека", жившего миллионы лет назад на Африканском континенте. Разделывали самыми примитивными орудиями. Толстенная кожа. Все это оказалось непросто. Но... буквально за считанные часы куча студентов налетела на него как саранча и растерзала на части. Эффективность элементарных орудий стала ну просто налицо. Оказалось, что самым простым каменным осколком и отщепом можно сделать любую достаточно сложную операцию. Это был мой первый опыт.
Что нам стоит дом построить?
В этом году планы у нас достаточно большие. Первое - сделать копию первобытного энеолитического жилища. (Энеолит - медно-каменный век, переход от камня к бронзе, в нашей полосе - около
5 тыс. лет назад - авт.). Дом возводится над отработанным раскопом, то есть точно на том месте, где стоял когда-то. Судя по археологическим данным, жилища, появившись в древнейшие времена, практически не менялись вплоть до средневековья. Наша задача - попробовать сделать такое "типовое" жилище. Посмотреть, как оно впишется в окружающий ландшафт, много ли на него тратится усилий. Если оно достоит до зимы, мы проверим и теплоизоляционные свойства. Есть такая мечта - приехать сюда на лыжах, развести очаг... В общем, испытать на своей шкуре все плюсы и минусы древней технологии.
Кроме этого, я уже много лет мечтаю сделать копию деревянного челна. Если повезет и в этом году погода и раскопки нам позволят, мы начнем изготовление такого челна, а может быть, даже и завершим его.
В наши новые времена принято смотреть на "диких" предков свысока, а уж в компьютерный век - и подавно. Но есть и параллельное течение. Устав от цивилизации, многие молодые люди с удовольствием примеряют на себя рыцарские доспехи, одежды американских индейцев. Кажется, человек поворачивается лицом к своему прошлому.