Ульяновский краеведческий музей пополнился редким экспонатом - бронзовым чеканом (другое название – «топор-клевец») второй половины VII – VI вв. до н.э. Уникален не только сам артефакт, но и то, как он был найден.
Достали из песка и гравия
О самом предмете и истории его обретения нам рассказал научный сотрудник Ульяновского краеведческого музея Марат Гисматуллин.
Мы имеем дело с находкой, которая не имеет точной привязки к месту, а попала случайно к нам в регион. Но в науке она всё-таки будет именоваться ульяновской находкой, по месту её обнаружения.
Вышла довольно интересная история. Предмет был найден на одном из промышленных предприятий города. Фирма, расположенная в Засвияжье, на окраине, делает бетонные кольца для инженерных коммуникаций.
Нашёл его рабочий Дмитрий Чибриков. Бронзовая вещь попалась ему в куче (так называемой «аварийной разгрузке») ОПГС – особой песчано-гравийной смеси. Нашёл он её в сентябре, а в музей принёс в конце октября. Мы долго не объявляли о находке, поскольку её нужно было документально оформить.
Связались с предприятием и попытались узнать, откуда был доставлен песок. Была надежда, что из какого-то ульяновского карьера. Спасибо всем, руководители предприятий нам помогали. По цепочке выяснили, что песчано-гравийная смесь - привозная. Указали два источника, откуда она могла быть доставлена: Удмуртия или Татарстан. В любом случае - нижнее течение Камы. Смесь черпается со дна рек, тут же грузится на баржу. Так она попала в Ульяновский речпорт и на засвияжское предприятие. Кстати, рабочий сообщил, что просмотрел внимательно эту кучу смеси, но никаких предметов больше не нашёл.
Привет от аргиппеев
И всё же чекан в ананьинской культуре – предмет заимствованный. Судя по стилю, прообразом этого чекана послужили предметы из Причерноморья или с Северного Кавказа. Это как раз эпоха, когда в степях от Алтая до Европы господствовал скифо-сарматский звериный стиль. Наш чекан украшен изображениями животных семейства кошачьих, головы грифона. Это не просто оружие. Это очень статусная вещь. Она принадлежала человеку, занимавшему высокое положение в обществе. Возможно, даже являлась символом власти.
Носители Ананьинской культуры были одними из предков современных финно-угорских народов. В основном, население занималось скотоводством, охотой. Играло ли какую-то роль земледелие – спорный вопрос. Название культура получила по первому изученному могильнику 1858 года. Село Ананьино близ Елабуги. Здесь было найдено очень много уникальных бронзовых предметов, пополнивших лучшие музеи страны. Попали они и в Финляндию. Кстати, первыми исследователями этого могильника был Иван Шишкин, отец будущего живописца, Пётр Алабин, городской голова Самары, основатель Самарского музея. В раскопках принимал участие и симбирянин Капитон Невоструев.
Считается, что ананьинские племена упоминаются у Геродота под именем «аргиппеи». Археолог Александр Вискалин считает, что Волжский путь существовал с глубокой древности, в том числе и в раннем железном веке. Найденный предмет - одно из подтверждений того, что в ту эпоху существовали связи между, например, Прикамьем, Средним Поволжьем и даже Закавказьем. Памятники ананьинской культуры известны и на территории Ульяновской области.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть