Всего 70 слов
В начале этого года «АиФ» открыл рубрику «70 слов о Победе» и предложил своим читателям присылать коротенькие рассказы о том, какие чувства, воспоминания их связывают с днем 9 мая. Чаще присылали свои отклики дети военной поры. Их «70 слов о Победе» - это рассказы об эшелонах, украшенных зелеными ветвями, которые везут бойцов с фронта, о том, как плакала 9 мая молодая учительница, у которой погиб муж на фронте, о пилотках с красными звездами, которые дарили детворе фронтовики...
У людей этого поколения есть качество, которое сегодня так необходимо государству - национальное самосознание победителей. Но на передовую исторических событий, в которые вовлечена Россия, их уже не выведешь. Им даже в День Победы непросто отстоять свою вахту, да и предпраздничное внимание, что греха таить, для большинства утомительно.
Они чувствовали себя непобедимым, потому что верили, что за ним — Родина, лучшая в мире. Они поднимали страну после войны не для себя, а для будущего. Это удивительное поколение щедро делилось с нами своими воспоминаниями, чувствами, жизненным опытом. Что мы сумели и успели взять?
Патриотизм — это...
В одной из ульяновских школ на уроке Памяти, приуроченном к 70-летию Победы, большинство старшеклассников признались, что ничего не знают о героях-молодогвардейцах. Но закончилось это мероприятие заранее подготовленной резолюцией создать в школе военно-патриотический клуб.
Что реально значит для современной молодежи слово «патриотизм»? Исследование, которое провели специалисты кафедры философии, социологии и политологии УлГУ среди учеников 9-10 классов, показало, что само понятие большинство дети воспринимают правильно (патриотизм - гордость за Родину, готовность ее защищать). Но на вопрос: «Если бы при рождении у вас был выбор, где вы хотели родиться?» «патриоты» ответили, что хотели бы родиться в другом городе и в другой стране. 80% выпускников УлГУ, уехавшие жить или работать в Европу, не хотят возвращаться в Россию, разве что на время — повидаться с близкими.
Без глянца
Свои «70 слов о Победе» в нашу редакцию присылали и нынешние дети, пока только трое. Восьмиклассник из гимназии №1 Алексей Еферин написал, что начал собирать материал об участнике войны Михаиле Ивановиче Ходакове по заданию исторического клуба школы, а потом это стало его личным делом. Вся семья Алексея включилась в поисковую работу, и фронтовик, которого эти люди никогда не видели, стал им родным человеком.
Двенадцатилетний Саша Казаков рассказал, каким запомнили день 9 мая его дедушка и бабушка. Им тогда тоже было по 12 лет. Его ровесник Саша Гришкеев написал о своем прадедушке фронтовике, которого он никогда не видел. В этих крошечных историях и есть истинный смысл слов, которые в эти дни, повторяя, отполировали до праздничного глянца: связь поколений, память, благодарность, победа...