Примерное время чтения: 5 минут
145

Ненужные. Посёлок, где призрачно всё: работа завода и жизнь вокруг него

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ - Ульяновск 50 15/12/2021
Никита ГУЛЯЕВ / АиФ

Цемзавод – населенный пункт с таким названием расположился в Сенгилеевских горах, на обращенной к Волге крутизне. Название поселку, понятно, дано по градообразующему предприятию, которое когда-то, попутно с производством, обеспечивало все местные житейские блага. Теперь компания, владеющая заводом-гигантом, выстроенным на месте старого, жителям не помогает.

О бедствиях «ненужного поселка» в газете и на сайте мы рассказываем с 2015 года, то в посёлке воду на три дня отключают, то трубы в таком неприглядном виде, что, если их разорвёт, то мало никому не покажется, то дом – непотопляемый титаник, который годами достраивают. Некоторые проблемы удавалось решить через известное всем СМИ совещание в правительстве, называемое «К барьеру!», когда перед авторами критических материалов отвечали, руководители – районные начальники, министры, губернатор. Однако проходит время и новые проблемы у жителей отрастают подобно головам мифической Гидры – в двойном экземпляре.

Умный в гору не пойдет?

Поселок Цемзавод с населением 976 человек (по данным переписи 2020 г.) расположен в 14 километрах от райцентра Сенгилей.  Основная масса населения проживает на двух улицах – Лесной и Горького. Трижды в день в поселок из райцентра приходит рейсовый автобус. В семь утра, полтретьего дня, и в шесть вечера.

«Я здесь родилась и работала до самой пенсии, - рассказывает жительница посёлка Людмила Окутина. - Всю жизнь рейсовый автобус ходил до пятого магазина на улице Лесная, там, где у нас сейчас ФАП находится. И вот, где-то три недели назад, он перестал ходить до конечной остановки и останавливается теперь на улице Цементников, ближе к заводу. Там дальше небольшой подъемчик, и он не идёт. Умный в гору не пойдет, наверное, так считают!»

Фото: АиФ

Начальство АТП объясняет такое решение наличием узкого участка дороги. То, что здесь никогда не было никаких дорожных аварий, конечно же – не аргумент.

Не секрет, что большая часть населения посёлка – люди пожилые. Автобусом пользуются, чтобы попасть на прием к врачу в районную больницу или добраться до работы в Сенгилее. Не повезло тем, кто живет у самого леса – они вынуждены спускаться под горку до нынешней автобусной остановки в утреннюю темень по гололёду аж полтора километра. Идти приходится по проезжей части, поскольку никаких пешеходных дорожек в посёлке не существует в принципе. Нашей собеседнице от своего дома приходится добираться до автобуса «всего лишь» километр. При возвращении домой местным жителям, естественно, приходится совершать восхождение на ту же самую горку. О том, чтобы посыпать дорогу песком, даже речи не идёт.

«Мы уже писали коллективное письмо от жителей поселка. Направили его в районную администрацию. Но никакого ответа нет», - жалуется Людмила Окутина.

Скорая, да не очень

До декабря прошлого года в поселке была своя «скорая помощь» - старая «буханка». Незаменимая машина для такого гористого рельефа. Работавшие на машине водители ремонтировали её своими силами. Но вот, пришла оптимизация. «Скорую» упразднили, а ФАП закрылся. Не работал аж четыре месяца: не было медсестры. Около полутора месяцев назад нужного человека удалось найти. Сократили медсестру-пенсионерку, работавшую в райцентре. Теперь она работает в цемзаводском ФАПе с восьми утра до трех дня.

«И на этом спасибо, мы хоть ходим, уколы делаем. Но мы просим: пришлите хоть раз в месяц нам врача-терапевта, чтобы он нам мог выписать направление на лечение», - говорит жительница поселка Татьяна Юдина.

Поселок, по ее словам, «полностью брошенный». Завод, построенный на месте старого, работает без всяких очистных сооружений, жители устали бить в колокола, ставя власти в известность об экологическом бедствии. Компания-владелец красавца-завода поступает, на взгляд жителей, хитро. Официально предприятие не работает. Уже семь лет на промышленной новостройке идут «пуско-наладочные работы». Фактически же завод работает и отгружает продукцию, что наблюдают сельчане-соседи.  А вот, по бумагам – к работе он еще не приступал. А какие могут быть налоги с неработающего завода?

Поселковые дороги завод давно уже не содержит. Но исправно их разбивает своим транспортом. Особенно это касается «нижней» дороги, которая идёт вдоль территории предприятия. Однажды осенью (2 ноября) здесь случилось ДТП со смертельным исходом. Перевернулся автобус, погибла молодая женщина, а несколько рабочих попали в больницу. Но в этом месте проезд не запрещён. А запрещён он на безопасном подъеме к Лесной улице.

Фото: АиФ

«Руководство завода говорит: дороги - это не наше. А у нас это единственная дорога, которая связывает нас с миром», - возмущаются жители поселка.

Одновременно с публикацией этой статьи мы направляем запросы в минтранс, минздрав и районную администрацию, ждем с нетерпением ответов. Идут годы, но только крепнет убежденность в том, что населенный пункт под названием Цемзавод не нужен ни предприятию, в честь которого назван, ни властям.  Может, всё-таки пригласить чиновников «К барьеру»?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах