Ульяновск, 22 мая – АиФ в Ульяновске. Вопрос наисерьезнейший и двуединый. Одна проблема - жизнь в городе домашней породистой собаки. (Где им, спрашивается, гулять, когда кругом таблички о запрете выгула?) Другая проблема – собаки бродячие. Население возмущается бесконтрольным размножением животных, и оно же в ужасе от варварского их уничтожения.
Город бродячих псов
Тема предсказуемо делит читателей на два непримиримых лагеря. Часть требует любыми средствами оградить их от расплодившихся четвероногих бродяг. Другие бродяг защищают и приписывают оппонентам бессердечие.
Специалисты насчитывают на территории Ульяновска никак не менее 20 тысяч бездомных животных. Расплодившиеся стаи оккупировали городские улицы, участились случаи нападения животных на людей.
На остановке «Дамба» и в окрестном овраге уже много лет подряд обитают огромные стаи бродячих собак. Подобных «ареалов обитания» по городу немало.
Приручили – и не в ответе?
Собака – существо, человеком прирученное. Даже если псина с рождения бездомная. В этом легко убедиться, проявив к уличной дворняге чуточку внимания: благодарное животное готово бежать за вами на край света.
Приснилась собака – встретишь друга. В сонник можно не верить, но ассоциации не случайны. Мы в ответе за тех, кого приручили. А отвечать не хотим. Большинство собак становятся бездомными из-за хозяев, выбрасывающих надоевших животных на улицу… Ну, а там природа берет свое. В экстерьере многих уличных дворняг нетрудно угадать породистых родителей (помните: «Не иначе моя бабка согрешила с водолазом…»?) Они в большинстве своем совсем неагрессивны и проходят мимо нас, существуя где-то в параллельном мире.
Поэтому, наверное, «как-то неловко» требовать уничтожения существ, которые вам доверяют. Собака – друг человека. Преданный друг. То есть друг, которого предали.
Бесприютный Ульяновск
Отловом и утилизацией безнадзорных животных в Ульяновске занимаются МП «Дорремсервис» и ООО «Корона». Общая стоимость заказов по контрактам, вступившим в силу в марте 2013 года, - около 3 млн. рублей.
За эти деньги нужно произвести отлов более 6,4 тысячи животных. По данным администрации Ульяновска, в период с марта по середину мая 2013 года бригадами отловщиков уже поймано 1100 животных.
С 1 января 2011 года вступил в силу «Закон о содержании домашних животных» (в нем идет речь и о бездомных собаках). В нем прописано, что умерщвлять животных можно только гуманно и безболезненно. И только в том в случае, если обнаружена болезнь, травмы, несовместимые с жизнью, или если животное агрессивно, например, напало на человека. В остальных случаях бездомных бедолаг положено учитывать, стерилизовать и… отправлять в приюты. В нашей реальности (по утверждению чиновников) это выглядит так: бездомной собаке делают укол со снотворным и отвозят её в ветлечебницу, где специалисты определяют – больное животное или здоровое. Если больное - его усыпят. Если здоровое - его попросту отпускают на волю. Больше такое животное девать некуда. Приюты, открытые энтузиастами, есть, но в них можно пристроить от силы 2-3 десятка животных. А нужно – десятки тысяч!
Гуманизм в тексте закона логичен: человеку нужно оставаться человеком. Но в «бесприютном»Ульяновске отловщикам не составит труда освоить 3 млн. рублей (да и сколько угодно) при нулевом, а то и обратном результате.Отбраковка больных особей только оздоровит уличные стаи, и они будут лучше размножаться. Проблема по-прежнему стоит остро и сама собой никак не рассосется. Нужны приюты.
Кстати
«АиФ» в Ульяновске» провел опрос на сайте ul.aif.ru на тему: «Одобряете ли вы действия людей, которые по своей инициативе уничтожают бездомных собак»?
Из 150 человек, принявших в нем участие, согласились со следующими вариантами ответов:
- Да, потому что бездомные собаки представляют угрозу для жизни человека, особенно детей - 33(22%);
- Не знаю, но бездомных собак развелось много в городе - 15(10%);
- Да, потому что власти никак не решают эту проблему - 18(12%);
- Да, потому что они уже набрасываются на людей - 6(4%);
- Нет, только «живодёры» могут на такое решиться - 39(26%);
- Нет, есть другие способы решения проблемы - 36(24%);
- Нет, могут пострадать домашние собаки 3(2%).
Мнение эксперта
Воля для стерилизованных
Альберт Брагин, судья-эксперт FCI международной категории.
Властям нужно просто организовать отлов животных гуманным методом. Есть метод временного обездвиживания с последующей стерилизацией. После кратковременной передержки животное выпускается на волю. При наличии ветеринарной академии это реально. В течение нескольких лет с проблемой можно покончить. Массового и бесконтрольного воспроизводства животных не будет. Если, конечно, держать это на постоянном контроле, а не делать очередную кампанию. Не надо объяснять, какую опасность представляют эти животные по заражению людей бешенством, которое для человека в 99% случаев смертельно.Вероятно,из перестраховки городская администрация приняла «мудрое»решение, запретив находиться во всех городских парках и скверах с собаками, без разницы – с поводком они или без. А бродячих собак этот запрет не касается, и им безразлично, где они гуляют, возле Дома Правительства или в городском парке. Этот запрет направлен на городского жителя, имеющего породистую собаку,содержащуюся в соответствии с санитарными и ветеринарными требованиями.
Мнение власти
Вот где собака зарыта!
Депутат городской думы, первый зам. Главы города Петр Столяров
К сожалению,они размножаются быстрее, чем мы их отлавливаем. Поэтому их все больше и больше становится.
Нам не совсем удобно заниматься этим вопросом, потому что это обязанности субъекта Российской Федерации, а не городской власти.А нам передали часть этих полномочий. Вот где собака зарыта! И те не хотят, и эти не могут!
Если начинают стрелять – активизируются экологи, общественные организации в защиту животных. Нельзя убивать. Значит, надо их поить-кормить и так далее. В бюджете на это нет средств. Как хочешь, так и выкручивайся! Стерилизация с последующим лечением – стоит около полутора тысяч на каждую собаку. И жители неоднозначно к этому вопросу относятся. Говорят: три юриста – пять мнений, так же и у нас. Не все однозначно. Бывает какая-то собака убежала. И у нее хозяин есть, и она как безумная болтается,пока не найдет хозяина. К таким случаям надо подходить особо. А собак, которые размножаются просто дико в природе, я считаю, надо уничтожать. Проблем очень много в этом направлении. Я в шутку говорю: корейцев надо сюда привезти!
Закон мёртв?
Ольга Михеева, волонтёр, предприниматель
В Ульяновске нет отлова, нет даже «гуманного» усыпления. Большинство животных в ДРСУ доставляется уже мёртвыми, что подтвердила проверка Контрольно-счетной палаты. За почти два года не построено ни одного пункта передержки. Это подтверждено в видео- и аудиозаписях, и в официальном ответе и.о. главы администрации Ульяновска Шемета от 02.04.2013 г. Отловленных животных везти некуда, что делает бессмысленными все законы. Стреляют дротиками с препаратом «Адилин» в щенков, опекунских собак (которых волонтеры привили от бешенства, вылечили, стерилизовали, сделав все это вместо властей), потерявшихся и даже находящихся у дома хозяйских собак. Собака умирает медленно, в полном сознании, не способная издать ни звука. Агония длится от 25 минут до полутора часов: собака умирает в судорогах, от удушья, от боли прокусывая себе язык, под конец у нее разрывается сердце. Очевидцы испытывают шок. Программу массовой стерилизации бюджет-2013 проигнорировал. Численность собак не снижается: отстрелы и травля включают природный механизм компенсации. А жестокость к животным, как указывали великие гуманисты, обязательно выливается в массовую жестокость по отношению к людям.
Справка АиФ:
Из отчета Контрольно-счетной палаты о проверке в МУП «Ульяновскдорремсервис» (акт №20 от 19.06.2012 г.)
«В период действия Контракта (с апреля по декабрь 2011 года) согласно заключениям ветеринара было осмотрено 5 642 головы безнадзорных домашних животных, из них 137 голов были доставлены на осмотр живыми, а остальные доставленные животные без признаков жизни».