Ульяновск, 30 апреля – АиФ в Ульяновске. Оно давно уже стало своеобразной визитной карточкой не только этого населенного пункта, но и района, и местом постоянного паломничества званых и незваных гостей.
Кто только не побывал в стенах «барского дома» (как называют его местные жители)!.. Гости из Ирландии, Японии, Москвы, Тольятти, Ульяновска, Самары. Если всех перечислить, перечень получится очень длинный. А незваных гостей... Впрочем, кто их считал? Они стараются прокрасться в усадьбу незаметно, обшарив все закоулки, но не привлекая внимания официальных обитателей.
В свое время имением в Тереньге владели знаменитые российские князья Голицыны. Их местная суконная мануфактура была одной из крупнейших в России. Затем Тереньга перешла во владение тайного советника Скребицкого, жестокого и беспощадного к провинившимся крепостным крестьянам. Для «общения» с крепостными он оборудовал в усадьбе секретный подвал с дыбой. После смерти Скребицкого усадьба перешла к его дочери, а та завещала имение Екатерине Максимилиановне Перси-Френч, которую любила как родную внучку. Таким образом, Френч получила огромное состояние, которое перед первой мировой войной оценивалось в 50 млн руб. и считалось одним из самых крупных землевладений в Симбирской губернии. Помимо этого, у самой Френч также имелись немалые доходы.
Дочь потомственной симбирской дворянки Софьи Киндяковой и ирландского дворянина Роберта Максимилиана Перси-Френч, работавшего в посольстве Англии в Санкт-Петербурге, Екатерина являлась наследницей и совладелицей замка и имения Монивей в Британии. Там и похоронена последняя из рода Френчей.
Но вернемся к усадьбе. Интерес к ней вызван тем, что ни в одной частной коллекции в мире, ни в одном музее нет картин, ценностей, мебели, посуды из имений Перси-Френч. Существует версия, что они перед революцией 1917 года по поручению хозяйки были спрятаны где-то. Но где? Может, в усадьбе в Тереньге? Не исключено, подземные ходы и хранилища в ней имеются. Да и клады, например, из золотых и серебряных монет, находили.