Потом ошибку признали, но кровь сдавать не разрешили: законом предусмотрено лишь исключение из списка доноров, а обратной процедуры не существует. Получается, что кровь редкой четвёртой отрицательной группы никому не нужна. А врачебная ошибка, пусть и не фатальная для здоровья, всё равно становится для человека приговором и в дальнейшем ущемляет его права. Николай намерен идти до конца и защитить свои права в суде.
Ошибка случилась в 1997 году из-за того, что на областную станцию переливания крови поступили бракованные тест-системы, выдавшие диагноз «гепатит С».
Разумеется, вслед за этим Николай был направлен врачом-инфекционистом заводской поликлиники на соответствующее обследование. И оно показало, что здоровье Николая в норме, и никакого гепатита у него нет. На станции переливания объяснили всё бракованными системами. Они тогда выдали целую серию таких ошибочных результатов.
Но при этом Николаю объяснили: теперь уже просто так диагноз не отменить. Чтобы восстановиться в списке доноров, нужно ехать в Нижний Новгород в институт крови и привезти заключение оттуда.
- Я в то время работал на заводе. Зарплату задерживали месяцами, порой не было денег даже на трамвай, - признается Николай, - какой уж тут Нижний Новгород!
На какой-то период бывший донор смирился со своим положением. Но уже в наши дни, то есть в 2011 году, Николай решился восстановиться в своих донорских правах и прошёл новое обследование. О необходимости ехать в Нижний теперь уже никто не упоминал. Выяснилось, что вопрос всё же относится к полномочиям амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства.
Но увы, хотя медицинское обследование вновь не показало никакого гепатита, бывшего донора в правах так никто и не восстановил. Ответы разных инстанций: регионального Министерства здравоохранения, управления Росздравсоцнадзора, Федерального медико-биологического агентства были написаны как под копирку: «Механизм возврата лиц, отведённых от донорства, на сегодняшний день не определён».
К этому добавляется ещё утрата медицинской карточки Николая в поликлинике, к которой он был прикреплён по месту жительства. Оказалось, целый массив медицинской документации здесь был списан из-за его порчи в результате аварийного затопления помещения водой. Здесь были и результаты обследования Николая от 1997 года с отрицательными тестами на гепатит С.
- Как же так? - недоумевает Николай. - Ведь гепатит С – серьёзная болезнь! Она требует пожизненного учёта и лечения. Здесь же так легко уничтожается история болезни! А если бы я действительно был болен?!
Любой пациент поликлиники с абсолютно любым диагнозом может сегодня прийти на станцию переливания и записаться в доноры: медкарты утрачены, а тест-система через много лет может ничего и не обнаружить.
Впрочем, должна быть соответствующая информация в архиве станции переливания крови, должно быть как-то зафиксировано и наличие бракованных тест-систем в 1997 году (ФМБА проводит такой контроль лишь с 2004 года). Всё это получить неимоверно трудно: прошло много времени, сменилось всё руководство.
Простой здравый смысл подсказывает: гражданин, у которого не было и нет противопоказаний, имеет право быть донором. Это право Николай намерен защищать в суде.