Пресловутый принцип экстерриториальности не действует – население по-прежнему «прикреплено» к своим поликлиникам.
«Срочно» наступит через месяц
О том, что четвертая городская поликлиника в Засвияжье (ГУЗ "Городская поликлиника №4) катастрофически не вмещает желающих обратиться к врачу, известно давно. Власти вроде бы всё решают проблему, но никак не решат. Однако в данном случае – речь не об этом.
История, которую рассказал наш читатель Геннадий ИВАНОВ, вряд ли уникальна. Скорее, она весьма показательна. Хватил человека приступ радикулита: спину скрутило не на шутку. Срочно нужны процедуры. Электрофорез и все, что в таких случаях положено. Однако очередь к нужному специалисту – неврологу – по месту жительства Геннадия (в той самой 4-й поликлинике) оказалась расписанной аж на месяц вперед.
Ничего не оставалось, как обратиться к платному специалисту, который бы дал направление на нужные процедуры. Предварительно Геннадий узнал в регистратуре: направление, выданное квалифицированным специалистом другого лечебного учреждения, будет иметь силу и здесь. Но когда пациент получил назначение на лечение и явился на процедуру по месту жительства, здесь ему сообщили, что признают лишь направления от «своего» доктора.
Изгнание
Больной дошел до заведующего физиотерапевтическим отделением. Тот объяснил подобный порядок так: «Если с вами что-нибудь случится в результате процедуры – кто будет отвечать?» Но, смягчившись, направил его к терапевту, после осмотра которым якобы можно будет и к процедурам приступить. Но вот беда – и к терапевту нужно записываться за две недели. Пришлось вернуться к начальству, добившись с его помощью приема терапевтом вне очереди (ждать пришлось не две недели, а «всего» около часа). Но в итоге терапевт дал направление не на процедуры, а… вновь к неврологу. К тому самому, к которому – месячная очередь. Лыко-мочало, начинай сначала. В результате Геннадий был вынужден пройти необходимые процедуры опять-таки в частной клинике. Бесплатная медицина рушится, но при этом сохраняет монополию. Тот, кто, экономя время и пожертвовав деньгами, вздумает обойти один из её немыслимо долгих этапов, становится «предателем» и подвергается полному изгнанию в частный сектор. Вот такой бюрократический маразм – в дополнение ко всем остальным бедам.
Не имеют права
Руководитель общественной организации "Центр защиты прав потребителей" Денис Литвинов:
- Вашего читателя обманули дважды. На самом деле пациента в таком экстренном случае должны были принять сразу. Если этого не случилось, он имеет право обратиться в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в свою страховую компанию, в региональное министерство здравоохранения и соцразвития, позвонить на «горячую линию». Второй обман – это когда у него не приняли направления от платного невролога. Программа территориального медицинского страхования содержит в себе положение, согласно которому при наличии направления от любого профильного врача-специалиста, пациента обязаны принять на лечение. Не имеет никакого значения, где работает выдавший направление специалист: в 4-й поликлинике, в 1-й или в частной. Медицинские услуги населению у нас оказываются бесплатно, по крайней мере, так задекларировано. И оказываются они по экстерриториальному принципу. Закон не содержит никакой «привязки» к конкретному лечебному учреждению. Врачи ставят пациентов на учет, чтобы иметь представление об их числе. То есть для статистики. И всё!
Но за этот «атавизм» советских времен по-прежнему цепляются в регистратурах, никак не давая похоронить понятие о «прикрепленности» к тому или иному лечебному учреждению. Наш эксперт утверждает, что по полису ОМС гражданин может обратиться за бесплатной медпомощью в любое медицинское заведение во всей России.