Весной и летом нам явились законодательные новшества и прозвучали очередные гарантии из уст различных гарантов. Освободилась ли теперь наша образовательная система от своих застарелых пороков?
Тесты запретили, но…
Итак, согласно новым изменениям в Федеральный Закон «Об образовании», в первые (и последующие) классы общеобразовательных учреждений теперь зачисляют детей строго по территориальному принципу. Сначала, с 10 марта по 31 июля, укомплектовывают местными – с закрепленных за школами территорий и лишь потом, с 1 августа до 5 сентября, если остаются места, могут записать и «пришлых». При этом зачислять детей в те или иные школы предписано без каких-либо тестов или экзаменов.
Но лазейку в законе, как водится, оставили. Да такую, что сводит его практически на нет. При приеме в «профильные» классы или гимназии с углубленным изучением той или иной группы предметов преподаватели вправе (для блага самого ребенка, разумеется!) провести проверку на предмет выявления его способностей к этим предметам. А какая элитная гимназия не является углубленной, профильной и специализированной?
Кстати, объявлена война самому понятию элитности. На недавней пресс-конференции, посвященной изменениям в Федеральном Законе, на любое упоминание корреспондентов об элитных школах, функционеры реагировали немедленно: «Нет никаких элитных школ!» Утверждение, равносильное отрицанию самого существования в нашем обществе бюрократической и коммерческой элиты.
Наличные не предлагать!
Обычные, не элитные, родители, отдав своего способного и подготовленного ребенка в какую-нибудь углубленно-специализированную гимназию, чувствуют себя среди «элиты» белыми воронами. Они сразу же сталкиваются с неприподъемными для их кошелька сборами денег на ремонт класса, охрану, шикарные подарки учителям ко дню рождения и дню учителя и не менее шикарные выпускные вечера по окончании каждого класса.
Попытки протестовать сразу ставят родителей и ребенка на ступень ниже остальных. Неплатежеспособным намекают, что им следовало бы сменить школу. Учителя третируют ребенка напоминаниями о неуплате и придираются к любой его оплошности. Напротив, лентяи и хулиганы, будучи детьми состоятельных родителей, обеспечивающих ремонты и выпускные вечера, характеризуются лишь положительно и «стопудово» уверены в своих хороших итоговых оценках.
В текущем году, кажется, свершилось! Школьных поборов больше не будет!
- Никто не вправе требовать с родителей деньги! – заявила еще весной вступившая в должность глава администрации Ульяновска Марина Беспалова. Неоднократно за пресечение школьных поборов высказывалась и прокуратура. А значит, да здравствует Конституция и бесплатное среднее образование!
Но не все так просто. Запрещен лишь сбор наличных денег. «Если родители хотят помочь школе, - говорит власть, - то они должны это делать только через попечительские советы, перечисляя деньги на счет школы».
А если какой-нибудь родитель воспротивится воле попечителей или родительского комитета? Ведь разная бывает у людей материальная ситуация!
Тогда так: «Не хотите помочь школе, где учится ваш ребенок? Предпочитаете, чтобы за вас платили другие?»
Добавьте сюда все такое же убогое финансирование школьного образования в сочетании с требованиями вышестоящих инстанций к обязательной готовности «общеобразовательных учреждений». И вот она – успешно воспроизведенная система поборов. Они, как и колхоз, – дело добровольное.