aif.ru counter
Алексей ЮХТАНОВ
79

От Рождества до Крещения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ - Ульяновск 18/01/2011

Ряженые

О старинных Святках сохранилось множество свидетельств. Уроженка села Новая Майна Мелекесского района Анна Карпеева так вспоминала о святочных обрядах, справляемых когда-то, даже несмотря на тяжелое военное время. В святочные вечера молодежь наряжалась – кто цыганом, кто Дедом Морозом. Обязательно закрывали лицо, чтобы не узнали. Сельчане с радостью привечали ряженых и угощали кто чем может. В голодное военное время это могла быть картофелина или луковица, кусок булки, специально испеченной к празднику. Соседи старались узнать, кто скрывается под тем или иным нарядом. Кто оставался неузнанным, очень гордился этим. Эти воспоминания были опубликованы несколько лет назад в районной газете «Знамя труда». Известный поэт и фольклорист, наш земляк Аполлон Коринфский писал, что очень распространенным в русских селах было переодевание девушек на Святки в мужскую одежду, а парней – в женскую.

Раз в крещенский вечерок…

О святочных гаданиях мы знаем из литературы. Яркие картины рисует, например, Василий Жуковский в своей «Светлане» или Лев Толстой в «Войне и мире». Все девичьи гадания, разумеется, были связаны с будущими женихами. Самое простое – бросить валенок (башмак) за ворота. В какую сторону покажет носок обуви, в той стороне и живет жених. Или вот еще, выйти на улицу и спросить первого встречного, как его зовут. Такое же имя будет и у суженого. Вот с этим в наше время надо осторожней. Одна моя юная знакомая, проводя святочный вечерок с подругами в купе поезда, спросила продвигавшегося по коридору «первого встречного» его имя. Подвыпивший Коля воспринял вопрос как желание познакомиться и приглашение в гости. Выдворить его из купе стоило больших трудов.

Симбирская Иордань

К концу Святок порядком подуставший от рождественской и новогодней суеты, а также от обильных возлияний народ встречал последний святочный праздник – Крещение (Богоявление), включающий водосвятие и купание в святой воде, для чего в местном водоеме прорубали «иордань». В Симбирске прорубь делали на Свияге. В ночь с 6 на 7 января по старому стилю к свияжской иордани устраивался многолюдный крестный ход во главе с симбирским архиепископом. Он начинался от Богоявленской церкви, расположенной на Московской (Ленина) улице. Это был ближайший к реке храм. Рядом с ним возводились зеленая беседка и помост для священнослужителей. Вокруг собирались толпы народа. Здесь были горожане самых разных сословий, солдаты расквартированных в городе полков. После произнесенных молитв Крестный ход по Московской улице спускался к Свияге, где к тому времени была вырублена огромная квадратная прорубь. В момент опускания креста в воду, символизирующего освящение водоема, верующие раздевались и заходили в воду. По традиции в этот момент многие присутствующие подбрасывали в воздух голубей, отпуская их на волю. После чего мокрые, замерзшие, но довольные горожане быстро расходились, унося с собой кто кринку, кто бутылку, кто ведерко святой воды из свияжской иордани, чтобы пользоваться ею в случае болезней и других несчастий до следующего года.

Грехов нынче хватает…

Отец Константин, настоятель Богоявленской церкви, р.п. Старая Майна:

- Старинный обряд купания в проруби-иордани связан с искуплением грехов, которыми люди отягощают себя во время святок. Например, когда исполняют всякие обряды, имеющие языческие корни: ходят ряжеными, занимаются гаданиями и ворожбой…

- Но сейчас обычаи, связанные с ряжеными, уже не столь популярны, зато на Крещение в проруби купается все больше народу.

- В наше время и без языческих обрядов людям хватает соблазнов, в том числе и во время праздников. Разве мало пьянства и всяких других грехов? Так что окунуться в святую воду никому не помешает.

- Преследовалось ли в советское время празднование Крещения, купание в иордани?

- Власти не давали на него разрешения. Но когда запреты нарушались – в большинстве случаев закрывали на это глаза. В бытность мою штатным священником в Неопалимовском храме на Куликовке и в храме иконы Всех Скорбящих Радости в Ишеевке мы освящали воду в иордани на Свияге, и народ с удовольствием в нее окунался. Сейчас в Богоявленском храме у нас установился такой порядок: в 11 вечера в храме проходит водосвятие, после чего крестным ходом идем к иордани, прорубленной во льду Старомайнского залива… Более семисот жителей поселка и района проходят за Крещенскую ночь через иордань.

Лучше подготовиться

Данила, любитель купания на Крещение:

- Ощущения? Поначалу страшно. При погружении в воду все тело как будто сковывает. Уже когда выходишь из воды, совсем не холодно, организм испытывает радость и прилив энергии.

Купанием в проруби все-таки лучше заниматься регулярно. Не советую первый его опыт получать именно на Крещение. Для начала хорошо попробовать обливание ледяной водой, ощущения очень похожие. И только потом переходить к купанию в проруби. Тогда и Крещение отпразднуете достойно, без неприятных сюрпризов для вашего организма.

Алексей Юхтанов

Справка «АиФ в Ульяновске» (цитата)

Уроженец Симбирской губернии Аполлон Коринфский, поэт Серебряного века, переводчик и фольклорист, писал в своей книге «В мире сказаний»:

«Благочестивым старым людям обычай этот (рядиться на Святки – А.Ю.) казался «бесовской потехою». Да и сами справлявшие его не были чужды последнего мнения и считали непременным долгом «смывать грех» в освященных водах крещенской иордани-проруби. Еще и до сих пор во многих местах необъятного простора светлорусского можно видеть в день Крещения Господня купающихся в этой проруби, совершающих «отдание Святок», несмотря ни на какой мороз: это – все те, кто, поддаваясь веселому соблазну, «тешил беса» о Святках, то есть надевал маску-личину («харю поганую» - по выражению стариков, позабывших о своей молодости)».

Отец Константин, настоятель Богоявленского храма в Старой Майне                                                  

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество