С тех пор прошло почти 170 лет, и храм, пережив все невзгоды, запустение советских времен, теперь вновь открыт для верующих. Почти десять лет жизни его восстановлению посвятил протоиерей отец Константин (Фролов), который и сейчас служит здесь настоятелем, совмещая пастырскую деятельность с хозяйственными заботами…
Материнскими молитвами
- Я родился 28 октября 1962 года в деревне Никольская Слобода Марийской АССР, -рассказывает отец Константин, - в нашей семье было четверо детей – старшие брат и сестра и мы с братом-близнецом. Наш отец прошел Великую Отечественную войну, имел пять медалей, два ордена, получил несколько ранений. После войны работал водителем, но старые раны дали о себе знать… Когда мне было года три, он заболел и умер. Мать воспитывала нас одна, надеясь не только на свои силы, но и на Господа. Она много трудилась, молилась по утрам, и мы все слышали эти молитвы. Наверное, за них Господь и наставил нас с братом на путь служения Богу. Брат мой, ныне покойный, принял монашество, а я стал священником, хотя в юности и не думал о такой судьбе.
Как и все мои сверстники, я закончил десятилетку, потом год в одном из ПТУ Москвы получал рабочую специальность, а в 1981 году был призван в армию. Надеялся, что повезет служить вместе с братом, но его из-за травмы глаза забраковала медкомиссия. И пока я служил в стройбате под Красноярском, он поступил в Московскую духовную семинарию.
А через год и я после долгой беседы с братом решил последовать его примеру. Потом жизнь пошла своим чередом: вскоре женился, родился сын, и доучиваться пришлось заочно. Первый мой приход был в Йошкар-Оле… В Ульяновск переехал, когда заболел сын и надо было менять климат. Год служил дьяконом в Неопалимовском храме. Настоятелем его был игумен Никон, ныне правящий архиерей Уфимский и Стерлитамакский. В 1986 году Владыка Самарский и Сызранский рукоположил меня в сан священника. Двенадцать лет служил в Неопалимовском храме, затем в церкви на улице 12 Сентября, в Ишеевке, в Новом городе. А в 2001 году, когда преставился отец Антоний, настоятель храма в Старой Майне, Владыка Прокл направил меня сюда.
Трудами и верой
Храм здесь тогда был в плачевном состоянии. Его совсем недавно вернули Православной церкви, а до этого здание использовали как ремонтную мастерскую – прямо в храм загоняли трактора… А еще раньше здесь был районный дом культуры... До сих пор многие бабушки приходят – плачут и каются, что танцевали здесь в молодости. Вход был прорублен прямо через алтарь, куда вправе заходить только священник, здесь же был гардероб и склад музыкальных инструментов… А рядом располагался магазин, где продавали и пиво, и водку…
Если бы Владыка меня сюда направил сейчас, не знаю, справился бы ли… Но тогда был я моложе, Бог давал и силы, и энергию. Людей Господь посылал, которые помогали. Сейчас тоже находятся добрые люди, готовые помочь, и я верю, что они будут появляться и впредь.
Конечно, самыми трудными были первые годы, когда в храме не было ни воды, ни отопления.
Зимой чаша со Святыми Дарами примерзала к рукам. Только на второй год мы построили свою котельную, провели отопление. Владыка Прокл помог найти людей, которые сделали на это пожертвования.
Слава Богу, хоть крестильная и алтарная утварь уже была – ее еще покойный батюшка Антоний собрал. На его плечи легла главная забота – начать восстановление этого храма, когда на крыше березы росли. Бабульки немощные своими руками десять «КамАЗов» грязи отсюда перетаскали.
Как бы ни было трудно, меня всегда поддерживали местные жители. Помню, когда выяснилось, что на иконостас нужно 1 миллион 200 тысяч – у меня чуть руки не опустились. Это было шесть лет назад. А у меня была только треть этой суммы – бывший губернатор Шаманов нашел для нас часть необходимых денег. Остальное пришлось собирать буквально «с протянутой рукой»… И мне тогда одна бабулечка так и сказала: «Не переживай. Матерь Божья поможет». Ее слова оказались пророческими – вскоре нашлись добрые люди. Последние необходимые 100 тысяч пожертвовал Павел Павлович Бородин, бывший управляющий делами администрации президента, когда сюда приезжал. Именно столько мне нужно было срочно отдать за работу.
Святыни
Места здесь благодатные, и многие люди сохранили, несмотря на десятилетия богоборческой власти, православные традиции. Здесь за заливом до 60-х годов прошлого века действовал женский монастырь, который закрыли, когда была вторая волна гонений на Церковь. Тогда монастырский храм и кельи разобрали по бревнышку, перевезли в Старую Майну и хотели построить из них школу. Но бревна так и сгнили, а последние оставшиеся в живых монахини доживали свой век по квартирам. Благодаря тому, что многие местные жители сохранили в себе веру, не были утрачены и многие святыни. В храме три особо почитаемые иконы, и одна из них – «Боголюбивая» - была подарена императорской семьей Ивановскому храму в 1891 году, в окрестностях которого располагались императорские угодья. Эта икона была написана на Святой горе Афон, от нее происходили и продолжают происходить исцеления. Многие безнадежно больные люди после молитвы перед ней выздоравливали и доживали до глубокой старости. А недавно одна женщина на воскресной утренней службе после акафиста подошла поставить свечи за упокой, и вдруг увидела исходящий от иконы яркий луч света. Известно, что чудо благодатного огня происходит в Великую Субботу на Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Благодатный огонь сходит на Гроб Господень каждый день, каждую минуту, только он становится виден для нас только один раз в году. От святых икон и мощей также исходит благодатная духовная энергия, и если человек прикладывается к ним с верой, эта энергия попаляет греховное – то, от чего и возникают болезни.
Душа болит и радуется
До полного восстановления храма еще далеко, но проблем в последнее время стало меньше. Осталось поднять колокольню, отремонтировать помещение воскресной школы, а там, с Божьей помощью, и монастырское подворье восстановим. На строительстве колокольни работает бригада узбеков – с шести утра и до захода солнца. И меня не смущает то, что мусульмане строят православный храм – на то есть благословение Владыки. Работают они быстро и качественно, и при этом их почти не видно и не слышно. Но душа болит по другим храмам, которые до сих пор пребывают в запустении. Их еще немало… Недавно я был в Танкеевке, на территории Татарстана, где у графа Дмитрия Блудова было когда-то поместье. Там тоже стоит построенный им собор – такой, что сравнить его можно разве что с храмом Христа Спасителя в Москве. Стоит он в чистом поле, и в него до сих пор загоняют трактора. Я обращался к трактористам, спрашивал, не стыдно ли им, нет ли страха Божьего… Ответили, что хоть и стыдно им, но больше боятся потерять работу…
Больно бывает оттого, что жизнь до сих пор может диктовать людям такие же правила, что и во времена богоборческой власти. Но, слава Господу, все больше людей, которые стремятся к праведной жизни, тянутся к Православию и вере. Благодаря им сейчас и восстанавливается наш Богоявленский храм. Мы и в дальнейшем рассчитываем на их помощь. Если мы восстановим храм, будут восстанавливаться и души людские. Чем больше появится храмов, тем меньше останется тюрем.
Желающие помочь восстановлению храма могут перечислить по-жертвования Местному общественному фонду «Возрождение духовной культуры»:
433460, р.п. Старая Майна, ул. Советская, 32
ИНН 7310103591 ОГРН 1077300000931
р/с 40703810910000000095 в филиале ОАО «БИНБАНК»
в г. Ульяновске
БИК 047308887, к/с 30101810100000000887