aif.ru counter
Владимир ТОЛСТОЙ
7

Избавьте нас от волокиты!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ - Ульяновск 27/10/2010

Различными должностными лицами, как федерального, так и областного уровня, не раз делались заявления, что преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать свои права, но и иметь возможность реально требовать уровень и качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные органы власти.

Всему виной – «человеческий фактор»

На аппаратном совещании 26 октября председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Борис Зотов еще раз поднял эту острую проблему, отметив, что «раньше очереди были за колбасой, теперь - за справками...». Среди самых «очередных» учреждений он назвал поликлиники, миграционную и кадастровую службы. Председатель ЗСО обозначил задачу: выяснить, почему так происходит? Почему, несмотря на то, что многие сферы компьютеризированы, – очереди не сокращаются, не становится меньше чиновничьей волокиты?

«Кто виноват и что делать?» – свои версии ответа на этот вопрос нам предложили депутаты Законодательного Собрания, представители различных фракций.

Например, депутат от фракции «Единая Россия» Александр Молочков, имеющий большой опыт работы в исполнительной власти, утверждает, что сам нередко сталкивался с ситуациями, когда всякий мелкий клерк считает себя «пупом земли» и ведет себя по отношению к гражданам надменно – как к просителям, заставляя подолгу ждать в приемных и бегать по кабинетам. Александр Алексеевич не склонен считать, что проблему, которая нарастала веками, можно решить в одночасье неким волевым решением. Но важно сделать первый шаг: четко регламентировать все действия чиновника – где, кто, когда, в какие сроки ОБЯЗАН выдать справку, оформить тот или иной документ, отреагировать на жалобу… В общественном сознании должно укорениться понимание того, что для гражданина приоритет – его права, а для чиновника – его обязанности. И, конечно, нужно свести к минимуму количество бессмысленных, никому не нужных справок, которые часто просто дублируют друг друга.

Выйти из «режима секретности»

Серьезные надежды Александр Молочков возлагает на идею «электронного правительства»: «Сейчас власти Ульяновской области прорабатывают программу введения электронного документооборота – и это правильно. Но для того, чтобы «электронное правительство» заработало в полной мере, необходимо унифицировать базы данных различных ведомств. Если сведения о конкретном человеке есть в базе данных органов соцзащиты, то и любая поликлиника должна иметь к ним доступ. Это касается и паспортного стола, и загса. Будучи мэром Димитровграда, я пытался ввести такой порядок, но наткнулся на препятствие, которое на тот момент оказалось непреодолимым. Некоторые ведомства направили письма, где утверждалось, что имеющиеся у них сведения являются секретными, и разглашать их они не имеют права. Я считаю, что решение этого вопроса позволило бы без ущерба для дела сократить и непомерно раздутый управленческий аппарат.

Информацию – в открытый доступ

Во многом эту позицию поддерживает и член фракции КПРФ Алексей Куринный: «В области медицины также необходимо четко регламентировать, какие услуги могут быть платными, а какие нет. Информация с указанием названия услуги, сроков ее предоставления и требований к качеству должна быть в открытом доступе и доведена до всех граждан. Не должно быть секретом и то, какая мера ответственности предусмотрена для тех, кто пытается получить незаконное «вознаграждение», срывает сроки или выполняет свои обязанности ненадлежащим образом. Сейчас такой ясности нет. Когда она появится – не нужно будет ни комиссий, ни проверок – общество само разберется с этим вопросом.

Есть и еще одна проблема: к сожалению, многие правовые нормы противоречат друг другу. Например, согласно Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения должна оказываться бесплатно. Одновременно существует огромное количество подзаконных актов, которые регламентируют платные медицинские услуги. Последние, в свою очередь, нередко противоречат друг другу – настолько, что даже судебные органы порой оказываются в тупике. Электронный документооборот может в какой-то мере исправить положение. Но для того, чтобы он работал, необходима всеобщая компьютерная грамотность, а у нас пока ей может похвастаться в лучшем случае десятая часть населения. Но на перспективу это делать надо.

Сегодня многие органы власти большую часть своей работы перекладывают на людей. На самом деле у человека должен быть всего один документ – паспорт. А все остальное должно быть в базах данных учреждений, куда люди обращаются, или в единой государственной базе данных.

Воспитывать чиновников бесполезно…

Не слишком оптимистично смотрит на перспективы повышения уровня доступности государственных услуг лидер фракции «Справедливая Россия» Николай Доронин: «Единственное, что действительно может дать эффект, – «электронное правительство». Проблемы есть везде – и в здравоохранении, и в социальном обеспечении, но труднее всего бывает оформить какой-либо документ – справку, свидетельство, разрешение и т.д. Эти услуги должны оказываться через Интернет. Практика «единого окна» у нас, к сожалению, не работает. У нас даже очереди дождаться бывает очень трудно. Как правило, один за другим заходят «блатные», а граждане, не имеющие связей, ждут часами, а порой и целые дни теряют. Перевоспитывать отечественных чиновников бесполезно – нужно менять всю систему, но это очень большая работа, которая и времени потребует немало».

Решать проблемы, а не создавать

Как видно, в том, какие меры надо принимать в совершенствовании системы оказания государственных услуг, солидарны представители различных сторон политического спектра. Но даже в рамках существующего законодательства меры по повышению качества государственных услуг, преодолению чиновничьей волокиты вполне возможны. Положительные примеры уже есть. На поддержку наиболее незащищённых слоёв населения направлен совместный проект Министерства труда и социального развития Ульяновской области и ряда коммерческих структур. В социальной карте содержится главное – информация обо всех льготах и социальных выплатах для каждого конкретного гражданина. На социальную карту можно перечислять пенсию, компенсацию за оплату содержания детей в детских образовательных учреждениях, оплачивать товары и услуги во всех предприятиях торговли и сервиса, принимающих банковские карты.

По мнению Бориса Зотова, государственным службам необходимо брать пример с коммерческих структур, которые расценивают удобство предоставления услуг как свое конкурентное преимущество. Выдача зарплаты через банковские карты, покупка билетов на поезда и самолеты через Интернет уже стали привычным делом для многих граждан России, и необходимо везде, где это в принципе возможно, внедрять подобные технологии в сферу государственных услуг. Председатель Законодательного Собрания дал поручение государственно-правовому отделу аппарата областного парламента проработать вопрос о перечне государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может осуществляться в электронной форме. Борис Иванович особо подчеркнул актуальность и важность этого вопроса: «Нетрудно представить, что граждане думают о власти, когда стоят в очередях! Мы должны заботиться о том, чтобы госуслуги предоставлялись качественно, в срок и решали проблемы граждан, а не создавали их…».

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество