Имя Николая Семина известно всем, кто когда-то строил Новый город. Высочайшего уровня специалист своего дела, Заслуженный строитель Ульяновской области, он 21 мая отметил свой 71-й день рождения. Но, не смотря на возраст, Николай Андреевич работает директором ООО «Отделчник» и продолжает делать то, что делал практически всю жизнь – строить людям жилье.
Выбор – на всю жизнь
Я родился 21 мая 1940 года в городе Куйбышев в большой рабочей семье, - рассказывает Николай Андреевич. В 1959 году поступил в инженерно-строительный институт на факультет жилищного и гражданского строительства. Выбор сделал самостоятельно, поскольку за два года после школы успел поработать и на заводе – резчиком по металлу, и на стройке жилого дома – сначала подсобным рабочим, а потом освоил профессию каменщика. Я видел, как дом поднимался, и результат моего труда мне показался более зримым, более значимым, чем работа на заводе.
Каждое лето ездил в студенческие строительные отряды – мы строили свинарники, птичники, коровники. Так мы и зарабатывали, и приобретали опыт практической работы.
В декабре 1964 года я защитил дипломный проект. А в стане в то время была очень сложная ситуация с обеспечением народа продовольствием, и остро стояла проблема недостатка зерна. Решение нашли в освоении целинных земель. Весь наш поток – 75 человек – был направлен в целинные совхозы Оренбургской области. В марте 1965 года я прибыл на станцию Рудный Клад, на которой железная дорога заканчивалась. Край был нетронутый, богатый дичью, но с жестким степным климатом. Зимой ветер поднимал пургу из снега и песка, а летом то и дело случались пыльные бури.
Но, несмотря на это, раз в четыре года целина давала такой урожай, что зерно приходилось развозить на хранение по всей стране, а для погрузки привлекать армейские подразделения.
Недалеко от станции Рудный Клад находился рабочий поселок Светлый, где прямо на поверхности земли был выход никель-кобальтовых руд. Началось строительство огромного комбината, по переработке этой руды, туда съезжались люди со всей страны, и мы в этом поселке уже строили пятиэтажные жилые дома. Работа на этом объекте дала мне большой опыт в организации строительства и, главное - умение работать с людьми.
Воздвигали целые города!
В 1968 году я получил приглашение принять участие в строительстве Нового города в Тольятти, который воздвигался одновременно с Волжским автозаводом. Там уже был построен целый квартал, но не было ни одной школы. Мне предложили должность начальника участка и сразу направили на объект, где за короткий срок сменилось несколько руководителей. А работали там, в основном, условно-досрочно освобожденные заключенные. Когда я приехал на объект, первым, что я увидел, была компания, которая чифирила, сидя на корточках посреди стройплощадки. А работа стояла. Это было в мае, а я получил задание сдать школу к 1 сентября! И школа была уникальной – самая большая в СССР, рассчитанная на 2562 учащихся. Уходил на работу в семь утра, возвращался около полуночи. Людей ко мне согнали буквально отовсюду, и на стройке в смену работало до тысячи человек. Кстати, на поверку бывшие зэки оказались наиболее дисциплинированными кадрами в этом разношерстом коллективе – я многих из них даже назначил бригадирами. Пришлось ввести двенадцатичасовой рабочий день, и один блок действительно удалось сдать к сроку, а в течение следующего года завершить строительство.
Потом меня перевели на монтаж крупнопанельных домов, и в Тольятти есть улица, которую я строил с самого начала и до конца.
Стройка века
А потом началось строительство нового левобережного жилого района в Ульяновске, и меня рекомендовали на должность главного инженера Управления жилищного капитального строительства. Сюда я приехал в 1977 году, когда здесь было голое поле, и строительство начиналось с разработки генерального плана, которым занимались двенадцать проектных организаций. А уже через год меня назначили начальником ЖилУКСа УАПК. Проектирование и строительство шло параллельно, поскольку иначе действовать в той ситуации было невозможно. Привлекались люди из других регионов, воздвигались предприятия строительной индустрии, которые и сейчас продолжают работать. Никогда не забуду тех дней: идешь ранним утром по городу и видишь сотни работающих кранов – гигантская стройка, ни с чем не сравнимая мощь! Только на строительстве жилого массива здесь работало 17 000 человек, и это – не считая тех, кто строил промышленную зону - там людей было занято еще больше.
С 1977 по 1992 год мы построили два с половиной миллиона квадратных метров жилья, десятки школ, детских садов, торговых центров, и других объектов соцкультбыта . В чистом поле вырос город с населением 240 000 человек.
Строительство постоянно находилось под пристальным вниманием правительства СССР. Комиссия из Москвы, в составе которой было до десятка министров, приезжала каждые три месяца, и они не только контролировали процесс стройки, но и оперативно решали все возникающие проблемы. И мне как самому информированному человеку не раз поручали делать доклады о состоянии дел на строительстве. Тогда, как, впрочем, и сейчас, я пропускал через себя все детали, все тонкости дела, все проблемы, которые возникали или могли возникнуть – поэтому у меня был готов ответ на любой вопрос. Всю стройку приходилось держать в голове, хотя работало там пять трестов и двадцать восемь подрядных организаций. И всем надо было тать работу, обеспечить материалами, выбить материальные ресурсы.
До сих пор с большой теплотой вспоминаю совместную работу с первым генеральным директором УАПК Аполлоном Сергеевичем Сысцовым. Это был очень интересный, знающий, внимательный, предельно честный и высококультурный человек.
Вспомнить опыт прошлого
Я руководил строительством Нового города до 1992 года, когда государство полностью прекратило вкладывать средства в отечественное авиастроение, а уж тем более, в сопутствующие ему производства.
Пришлось уйти и организовать Заволжскую строительную ассоциацию, пытаться с остатками прежнего коллектива что-то достраивать на территории Нового города, где стояло пустых «коробок» высотных домов общей площадью 50 000 квадратных метров. Мы надеялись, что «переходный период» скоро закончится, но он слишком затянулся, да и сейчас еще не во всем удалось преодолеть последствия разрухи тех лет.
Сейчас мы пришли в совершенно иную жизнь – с неуправляемой, стихийной рыночной экономикой со всеми свойственными ей кризисными явлениями.
Сейчас у большинства населения не хватает средств на приобретение жилья. Ипотечные кредиты непомерно дороги, а работы, которая обеспечивает людям достойный заработок – большая редкость. Потребность в жилье огромна и сейчас, но доступно оно немногим. Удешевить его можно, но поражает обилие непроизводственных расходов. Например, на проект дома, который мы сейчас строим, обошелся в 2,5 миллиона рублей, а еще полтора миллиона пришлось отдать за экспертизу. Непомерна цена присоединения к инженерным коммуникациям – здесь тоже счет идет на многие миллионы. Причем, все оборудование для подключения и работа входит в сметную стоимость строительства. Так что, кто-то умудряется получать деньги, практически ничего при этом не делая. А страдают от этого, в конечном итоге, люди.
Проблема еще и в отношении к делу современных чиновников. Во времена СССР договориться о встрече с должностным лицом любого ранга было минутным делом – вплоть до секретаря обкома КПСС. Еженедельно проводились совместные совещания городского руководства со строителями, где можно было решить абсолютно любые проблемы.
Сейчас чтобы, чтобы встретиться с любым чиновником, нужно потратить целый день. А так хотелось бы, чтобы во власти были люди, которым интересно дело, которое они должны делать, а не собственный статус и собственные привилегии.