Примерное время чтения: 8 минут
390

В Ульяновской области формируется бюджет, рассчитанный на трудные времена

Всё чаще СМИ обещают нам трудные времена: стагнацию, а то и «полноценный» финансово-экономический кризис в ближайшее время. В этих условиях в Ульяновской области идёт работа над формированием регионального бюджета. Каким он должен быть – региональный бюджет -2014? Об этом беседуем с профессором кафедры «Финансы и кредит» УгСХА доктором экономических наук Александрой Бобылёвой,

- Александра Сергеевна, как специалист в своей отрасли Вы наверняка изучаете ситуацию в стране. Каким вам видится ближайший период в финансово-экономической ситуации в России?

- Думаю, что в ближайшее время кардинальных изменений не будет. Да, будут определенные сложности, связанные с замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, потребительского спроса, повышенной долговой нагрузкой на население. Нельзя не заметить, что состояние многих отраслей экономики сейчас характеризуется как стагнация, а в отдельных ее секторах зафиксирован спад производства. При этом всё чаще на страницах периодических изданий и в отдельных выступлениях употребляется слово «кризис», а современная ситуация отождествляется с кризисом 2008 года.

Конечно, трудно прогнозировать с уверенностью дальнейшие изменения, но логично предположить, что, «выздоровление» российской экономики (которое невозможно без «обострения») начнется именно с 2013 года. Считаю, что у нас достаточно прочный фундамент для того, чтобы не допустить масштабных кризисных проявлений. Накопленные резервы, как золотовалютные, так и бюджетные, в совокупности составляют почти 700 млрд. долларов, госдолг относительно ВВП один из самых низких в мире, кроме того,  на уровне Правительства РФ разработаны антикризисные (страховочные) меры, позволяющие стабилизировать ситуацию в стране.

- Как на этом фоне выглядит Ульяновская область? Что ее ждет? Надолго ли трудные времена?

- Считаю, что Ульяновская область существенно «шагнула» вперед. Очень многое сделано: сохранена динамика экономического роста, существенно повышена инвестиционная привлекательность, открыты производства известных высокотехнологичных компаний  (а это новые рабочие места, новый опыт, дополнительный источник доходов областного бюджета), проведено масштабное обновление материально-технической базы учреждений здравоохранения и образования, увеличены объемы строительства жилых домов, снижен уровень инфляции и безработицы, увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы. Причем всё это видимые результаты, которые заметны каждому жителю нашей области. 

Однако, наряду с позитивной динамикой, конечно, есть и трудности, которые усугубляют общемировые и общероссийские проблемы. Очевидно, что в нашей области должен и будет введен режим экономии бюджетных средств, в частности, в связи с сокращением объема финансовой помощи из федерального бюджета, снижением налоговых доходов по налогу на прибыль организаций. Однако, на мой взгляд, это не нанесет существенного морального и материального вреда тем сферам, на которые в 2014 году будет предусмотрено финансирование ниже, чем в 2013-м в связи с осуществлением масштабных бюджетных вложений в текущем году. Думаю, что значительных изменений в бюджетной, налоговой и социальной политике региона в 2014 году не произойдет. Согласно проекту Закона об областном бюджете на 2014 год и на плановый период до 2016 года по сравнению с текущим годом бюджетный дефицит возрастет незначительно (на 3%), доходы и расходы увеличатся примерно на 1,5%, что на фоне позитивной динамики, не вызовет в ближайшем будущем резких и существенных диспропорций в экономическом и социальном развитии в Ульяновской области. 

- Чем на Ваш взгляд при формировании очередного бюджета придётся пожертвовать, а какие позиции необходимо держать до последнего?

- Приведу высказывание президента в отношении проекта федерального  бюджета на 2014-2016 годы: «Все статьи расходов, такие как оборонная промышленность, социальная сфера или сельское хозяйство, важны одинаково. У нас нет второстепенных тем и второстепенных направлений работы».

Считаю, что здесь  неуместно говорить о «жертвах».  Все позиции проекта областного бюджета имеют одинаковую важность и приоритет, как минимум, сохранения достигнутых результатов.

- Означает ли режим жесткой экономии (если таковой необходим), что о каком-либо развитии в реальном секторе и говорить не стоит?

- Думаю, без режима экономии Ульяновской области не обойтись, но говорить  о «жесткой» экономии, считаю преждевременно. Да, действительно, темпы роста полученной прибыли реального сектора в нашей области значительно уступают общероссийским, но главным образом потому, что получаемую прибыль по России в большей степени формирует нефтегазовый сектор. При этом, согласно прогнозным данным основных бюджетообразующих предприятий региона и Минэкономразвития области предполагаются определенные темпы роста прибыли, а значит выход из ситуации стагнации, благодаря, в первую очередь, активно проводимой в последние годы инвестиционной политике. Но, тем не менее, очевидно, что легкого пути не будет и нужно сосредоточить внимание на поиске новых, прогрессивных направлений экономического развития. 

- Возможно ли будет сохранить необходимые социальные гарантии, зарплаты бюджетникам?

- Несмотря на то, что расходная часть бюджета России, согласно законопроекту на 2014-2016 годы будет сокращена, статьи расходов, касающиеся социальных выплат, не будут урезаны. Такая уверенность объясняется в частности тем, что согласно законодательству при секвестировании расходов, не попадают под снижение так называемые защищенные статьи. О том, что защищенные статьи бюджета, касающиеся социального блока, не пострадают, заявил и премьер-министр РоссииДмитрий Анатольевич Медведев в одном из своих интервью. Это статьи, которые посвящены заработной плате работникам бюджетной сферы, обеспечением основных социальных обязательств государства. Следовательно, ввиду абсолютной защищенности этих расходов, опасений по их снижению быть не должно.

- Вы – преподаватель сельскохозяйственного вуза. Наш агропром и так - на переломном этапе. Есть, "текущие" трудности, есть трудности, связанные с вступлением в ВТО... Можно ли будет, на Ваш взгляд, сформировать бюджет так, чтобы предусмотреть необходимую помощь сельхозпроизводителю?

- Для начала, необходимо отметить, что эффективность деятельности сельхозпроизводителей напрямую зависит от объема государственной поддержки. В условиях принятых Правительством РФ обязательств по ее сокращению, рентабельность в сельском хозяйстве практически не может возрасти. 

По расчетам экспертов, для сохранения существующего уровня рентабельности (11% в среднем по России), крайне низкого и не создающего условий для расширенного воспроизводства, следует значительно увеличить субсидии, а для обеспечения рентабельности в 30%, необходимой для стабильного расширенного воспроизводства, субсидии должны вырасти более чем в 3 раза. Это совершенно недопустимый уровень субсидии по соглашению с участниками ВТО.

Очевидно, что при существующем уровне субсидирования и тенденциях роста затрат уровень рентабельности сельхозпроизводителей будет снижаться.

Разумеется, отечественные сельхозпроизводители будут стремиться снижать затраты, внедрять инновации, изыскивать резервы саморазвития, но так или иначе,  на нововведения нужны инвестиции. На кредитные ресурсы большой надежды не следует возлагать, поскольку  для их погашения требуется высокая рентабельность, а бюджетные средства жестко ограничены. Следовательно, на больший объем финансовой поддержки, чем возможен в рамках соглашений с ВТО в рамках бюджета, рассчитывать не придется.

Замедление экономического роста - следствие разных факторов. Это и уязвимость российской экономики от мировой финансовой ситуации, зависимость от экспорта природных ресурсов, низкая конкурентоспособность отдельных отраслей, особенно в контексте сотрудничества с ВТО, недостаточность инвестиций, слабое развитие инноваций, высокие тарифы монополий и т.д.

- Каким образом стагнация или кризис могут повлиять на наш региональный «конёк» - инвестиционную политику?

- Действительно, Ульяновская область является одним из лидеров среди регионов России по объемам привлечения инвестиций. Думаю, что благодаря сформированному в Ульяновской области инвестиционному климату, ориентированному на развитие на территории региона новых производств и заложенным в проекте бюджета области на трехлетнюю перспективу средствам господдержки на стимулирование действующих производств, существенного и заметного негативного влияния на региональную инвестиционную политику кризисные проявления не окажут. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах