Близится 20-летний юбилей Федеральной таможенной службы России, образованной в 1994 году. Его отметят и сотрудники Ульяновской таможни, чья история исчисляется еще большим отрезком времени. Нынешний штат Ульяновской таможни составляют 233 человека, треть из них трудится здесь со дня основания в 1989 году. Впрочем, таможенные традиции нашего края еще глубже уходят корнями в прошлое.
Пуды соли
Общеизвестна оборонительная роль Симбирской засечной черты, построенной к 1654 году. Но стоит отметить также, что другой важной причиной ее появления как раз таки и послужили вопросы взимания пошлины за провоз товаров по трактам, идущим через Симбирск. Пошлина эта в те времена называлась «мыт», отсюда и названия первых таможен – мытные дворы.
Пошлинный прейскурант симбирского мытного двора был довольно широк. В основном – продовольствие. Однако ключевым пунктом тогдашних «таможенных деклараций» значилась соль, перевозимая по здешним трактам. Поскольку была она тогда на вес золота. Даже сватающихся женихов кормили пересоленной едой, дабы показать зажиточность семьи невесты.
Уже тогда, в XVII веке появился первый герой – симбирянин Яков Бабушкин, в 1695 году пожалованный царем «особою милостию». Отличился он, правда, не на своей территории: Бабушкин на собственные деньги выстроил в Соликамске здание таможни. Но упоминание о нем, как о жителе Симбирска, вошло в анналы.
Мытный двор, как и положено, содержался на средства государевой казны, куда, в свою очередь, стекались пошлинные подати. К слову, гораздо большие, нежели жалование самих мытарей. К примеру, содержание мытного двора (с флигелем) в Симбирске образца 1898 года составляло что-то около тысячи рублей в год.
Расширение границ Русского государства нивелировало пограничную роль Симбирской засечной черты. А вот мытный двор никуда не делся. Только нынче он называется Ульяновской таможней и выглядит куда презентабельнее. Да и занимаются здесь уже далеко не солью…
Тонны контрабанды
Ульяновский таможенный пост Средневолжской территориальной таможни был создан в 1988 году. Тогда его возглавил прибывший из Одессы Виктор Бошков. Первый штат насчитывал всего три человека, сидевших вперемешку с сотрудниками «Агропрома» в одном небольшом кабинете.
При этом в области на тот момент уже насчитывалось около полусотни предприятий, которые, в связи с отменой государственной монополии на внешнеторговую деятельность, получили право самостоятельно поставлять свою продукцию за границу. Первыми крупными ласточками в этом деле были УАЗ и ДААЗ.
Сегодня наш регион имеет торговые отношения с десятками стран, в числе которых есть даже государства Центральной Африки, такие как Берег Слоновой Кости (Кот д’Ивуар). Естественно, с расширением внешнеторговой географии увеличивалась и нагрузка на таможенников. Объем работы периодически зашкаливал за пределы разумного. Но надо отдать должное ульяновским таможенникам, чьими силами наводился порядок.
Возможно мы, в отличие от пограничных таможенных пунктов, и не можем «похвастаться» ежедневной поимкой банд контрабандистов, - но и здесь – в «глухом тылу» - порой имели место весьма примечательные случаи по части таможни. Так, в 1995-м ульяновские таможенники задержали несколько сотен тонн китайского ширпотреба без документов, который транспортировали аж на трех «Русланах» и одном «Ил-76»!
В 2007 году произошел и вовсе «экзотический» инцидент. Тогда наши таможенники задержали… удавов и крокодилов! Фауна принадлежала одному из цирков Украины. Однако никаких документов на ползуче-зубастых тварей у их хозяев не оказалось.
А совсем недавно – на прошлой неделе – ульяновские таможенники задержали безобидную на вид посылочку, прибывшую из Китая, в которой под видом биодобавки «для снижения веса» находилось 9 килограммов и 432 грамма сибутрамина. Это сильнодействующее вещество включено в список запрещенных препаратов. К слову, в посылках из-за рубежа нередко обнаруживаются наркотики и оружие.
В поле зрения ульяновских таможенников попадались также крупные партии контрафактных запчастей для иномарок. В ходе одной такой операции было изъято таких товаров на сумму более 300 тысяч рублей. Гораздо больший ущерб понесли правообладатели торговых марок, чью продукцию подделывали китайцы (без малого 5 миллионов рублей).
Случались и курьезные вещи. На памяти бывшего начальника Ульяновской таможни Виктора Логачева такой случай. В конце 1980-х отсюда массово уезжали граждане Вьетнама. Многие помнят, что вьетнамцы тысячами работали на местных предприятиях. Так вот, уезжая, азиаты прихватывали с собой цветные металлы в виде изделий (тазов, ведер и прочей утвари). Вывозили даже… резинки от трусов. Счет шел на километры.
Миллиарды забот
Из таможенного поста в самостоятельный орган Ульяновская таможня была преобразована приказом №142 Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР 25 августа 1989 года. И в следующем году отметит четвертьвековой юбилей. С нынешним руководителем Ульяновской таможни Валерием Герасевым корреспондент «АиФ» беседовал в его служебном кабинете.
А. Балаев: Валерий Николаевич, могли бы Вы «нарисовать» собирательный образ современного таможенника?
В. Герасев: Не стану останавливаться о честности и неподкупности, поскольку это как бы «обязательный стандарт». Основными же качествами сотрудника таможни я бы выделил обучаемость, желание и умение работать в команде, системное мышление и устойчивость к стрессам.
- Вы упомянули честность таможенников, о которой ходят легенды. Но подкупить таможенников пытались во все времена…
- Покривлю против правды, если стану утверждать обратное. Ведь иные «интересы» исчисляются миллиардами рублей. Особое давление на таможенников в этом плане ощущалось в лихие и смутные девяностые. Но мне не хотелось бы делать акцент на именах.
- А что насчет стрессоустойчивости? Это настолько актуально?
- Больше, чем вы можете себе вообразить! Сотрудники таможни испытывают стрессы постоянно. Даже штатные четвероногие – собаки из нашей кинологической службы. Тем более актуальными становится этот вопрос сейчас, на фоне сокращения штатов.
- Чем же вызваны эти сокращения? И насколько они велики?
- В настоящее время уже запущен механизм переноса основного таможенного оформления на государственную границу. Внутренние же таможни, в том числе и мы, подвергаются сокращениям штатов. Мы уже потеряли больше трети сотрудников. И теперь тот же объем работ упал на плечи меньшего числа людей. Что кратно увеличивает нагрузки. Некоторые не выдерживают и увольняются сами. А ведь заменить опытного сотрудника – дело не из легких. Судите сами: чтобы обучить специалиста, требуется минимум год, а то и больше.
- Не вспоминаются ли вам в этой связи слова легендарного Верещагина: «За державу обидно»? В нашем случае, за действия державы…
- Я государственный служащий, и «обижаться» на государство мне не пристало. Да и, знаете ли, некогда – работы выше крыши. Случается и заночевать на рабочем месте. Я уже не помню, когда в последний раз читал что-то кроме служебных материалов. А уж взять в руки удочку сейчас для меня и вовсе голубая мечта. Но надеюсь, все-таки, что когда-нибудь найду время. Может, и стихи начну писать, как когда-то.
Цифры
1,6 млрд. долларов США составил внешнеторговый оборот по Ульяновской таможне в 2012 году
Кстати
Чаще других возбуждаются дела о нарушениях таможенных правил по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, когда наименование и описание заявленных в декларации товаров не соответствуют действительности. В этом году возбуждено 40 таких дел.
Персоны
Все начальники Ульяновской таможни:
- БОШКОВ Виктор Леонидович
- ГЕНИНГ Иван Иванович
- ДОРОФЕЕВ Олег Павлович
- ЛОГАЧЕВ Виктор Николаевич
- ГЕРАСЕВ Валерий Николаевич