Известно, что и Симбирск, и укрепления Симбирской засечной черты строились в 1648 году нижегородскими и арзамасскими служилыми людьми. Многие арзамассцы получили здесь поместья и стали осваивать территорию края.
Ни пяди земли не разработанной
Память об этом осталась в топонимике области, – это села, получившие свое название по имени арзамасцев: Языковых, Чуфаровых, Аксаковых, Тургеневых, Жадовских, Анненковых, Бутурлиных, Аристовых, Воронцовых, Бекетовых, Ермоловых, Куроедовых. Бахметевых и многих других. Глядя в прошлое, можно увидеть, что Арзамасская и Симбирская земля имеют много общих исторических пересечений.
В июле 1552 года Иван Грозный, когда шел на Казань, сначала останавливался там, где по его указанию была заложена арзамасская крепость, а через несколько дней он уже был со своим войском на территории современного Сурского района, в районе Барышской слободы, где произошло воссоединение с 30-тысячным отрядом Мстиславского (о чем выразительно написал Курбский в книге «История о великом князе Московском»). Недалеко от места встречи была основана тогда крепость на Суре – Промзино городище. А на следующий день после переправы, на праздник Преображения Господня, царь принял участие в первой литургии на территории нашей области, в походной церкви в районе современного села Кивать (Сурского р-на).
Вплоть до появления в Симбирске железной дороги сухопутная дорога на Москву проходила через Алатырь, Арзамас, Муром, Владимир. Поэтому и многие известные персоны, посетившие в прошлом Симбирск, побывали и в Арзамасе.
Екатерина Великая в 1767 г. закончила свой Волжский поход в Симбирске, который охарактеризовала как «скаредный», так отозвалась об арзамасской земле: «От Алатыря до Арзамаса и от сего места до муромских лесов земли час от часу хуже, селения чаще и ни пяди земли нет, коя бы была не разработана, и нигде голоду нет».
А.С. Пушкин, во время своего путешествия по местам Пугачевского восстания побывал дважды в Симбирске, а потом из Большого Болдино ехал через Арзамас в Москву.
Патриарх Сергий (Страгородский) является уроженцем Арзамаса, а в Ульяновске он находился во время эвакуации, откуда и выехал на встречу со Сталиным в сентябре 1943 г.
Мелодия жизни
Известно выражение Гёте, увидевшего в архитектуре застывшую музыку. Здесь при желании можно услышать мелодию жизни провинциального российского города 18 – 19 веков. Это гостиные ряды, ратуша, аккуратные здания жилой застройки, в которых звучат ноты классицизма. Ну и конечно, храмы, которые являются и сегодня украшением города, привлекая множество паломников и туристов.
Впечатляет гостей города Благовещенская церковь (1775 - 1788). Постройка храма производилась на средства прихожан. Облик храма перекликается с Успенским собором Саровской пустыни. В 1930-е годы храм закрыли, позолоченные купола сняли, а обезглавленный храм отдали под общежитие студентов педагогического техникума. В последние годы советской власти на первом этаже располагалась мастерская по производству памятников, на втором – контора треста столовых и ресторанов. В 2004 г. здание храма было возвращено церкви. Первое богослужение было совершено на праздник Рождества Христова в 2006 г.
Особенно впечатляет среди храмов Арзамаса чудо, созданное по проекту архитектора М.П. Коринфского – Воскресенский собор. Это «собрат» Симбирского Троицкого кафедрального собора, разрушенного в Ульяновске в 1935 г. И теперь, глядя на мощь и великолепие арзамасского собора, увенчивающего город со стороны долины реки Тёши, можно ощутить какую потрясающую красоту мы потеряли в нашем городе. К слову, собор в Арзамасе также хотели взорвать в пору борьбы с «пережитками прошлого». Но возмущенные местные жители отстояли этот величественный памятник своим предкам, построенный исключительно на пожертвования, и посвящен, как и Троицкий собор в Симбирске, памяти героев Отечественной войны 1812 года.
Следует заметить, что Коринфский (настоящая фамилия Варенцов) был родом из Арзамаса, закончил здесь уникальную для провинциальной России знаменитую Ступинскую школу живописи, и потому сделал проект как дар своей малой родине. Он оставил значимый след в архитектуре Казани, где построил комплекс университетского городка и ряд жилых зданий, сохранившихся и поныне, в Симбирске и в Карсуне, а также во многих уголках Среднего Поволжья. Но, очевидно, что Воскресенский собор – самое представительное из его творений, радующих глаз и поныне.
И если хотите почувствовать это, поезжайте в Арзамас!