Примерное время чтения: 8 минут
330

«Верный друг певцов». К 130-летию со дня рождения пианиста Матвея Сахарова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ - Ульяновск 19 08/05/2024

130 лет назад, 29 мая 1894 года, у врача Ивана Матвеевича и певицы Лидии Николаевны Сахаровых родился сын, наречённый Матвеем.

Среди наследников уважаемых и влиятельных купеческих фамилий Симбирска весьма редко встречались люди творческих профессий. Однако именно так случилось с внуком купцов Матвея Александровича Сахарова и Николая Александровича Чебоксарова, не чуждых благотворительности, первый из них избирался заместителем городского головы, второй - городским головой.

В начале пути 

Своим сыновьям Матвей Сахаров дал прекрасное образование, они окончили Симбирскую классическую гимназию и обучались в университетах. Второй из них – Иван − в 1872 году поступил в Дерптский университет, затем был переведён в Императорский Московский университет на медицинский факультет. В 1878-м окончил полный курс со степенью лекаря и открыл в Симбирске лечебницу. По словам старожилов, Иван Матвеевич «с пациентами подчас был грубоват, но добродушен». Среди немногих медиков бесплатно лечил городскую бедноту; женился на купеческой дочери Лидии Николаевне, урождённой Чебоксаровой.

Сахаровы считались большими любителями музыки и пения, причём супруга, обладавшая самым низким из женских голосов – контральто, брала уроки у известной певицы и педагога. Была одним из учредителей музыкально-драматического и художественного общества, которое занималось проведением концертов и выставок, просветительской и издательской деятельностью. Вполне естественно, что дети Сахаровых обучались музыке, как учатся читать и писать.

Матвей начальное образование получил дома и поступил сразу в 3-й класс гимназии. Важную роль в жизни гимназистов играли литературно-музыкальные вечера, которые должны были «расположить учащихся к занятиям музыкой и оказать содействие к развитию в них художественного вкуса». Одновременно мальчик занимался в частной музыкальной школе, открытой в 1901 году выпускницей Московской консерватории Е. В. Цетнерской. В школу принимались дети не моложе восьми лет, а предметы подразделялись на «специальные (игра на фортепиано и инструментах, входящих в состав оркестра, и пение)» и «обязательные (теория музыки, гармония, сольфеджио, история музыки и хоровое пение)».

В доме Сахаровых на Панской улице устраивались музыкальные субботы, на которых исполнялись квартеты и трио Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Бородина. Музицировали Е. В. Цетнерская-Пузырева (фортепиано) и её супруг А. Я. Пузырёв (альт), В. Я. Дранкин и В. М. Курдюмов (скрипки), а также Ф. М. Пичугин (виолончель). Всегда пела и Лидия Николаевна, зачастую матери аккомпанировал на фортепиано Матвей. Глава семейства издавал под разными названиями – «Симбирские вести», «Вестник народа», «Волжские вести» − газету, которая критиковала действия центральных и местных властей. Материалы в рубрике «Театр и искусство» рассказывали о культурных событиях в городе и губернии. Газета реализовывалась в популярном у симбирян книжном магазине его супруги, где треть ассортимента составляла нелегальная литература. В Симбирске члена партии кадетов Сахарова величали «красным доктором», он пользовался большой популярностью и на выборах выборщиков в IV Государственную думу по 1-й городской курии набрал наибольшее число избирательных баллов.

Матвей Сахаров, окончив в Симбирске музыкальную школу и 6-й класс гимназии, в 1910 году поступил в Императорскую Московскую консерваторию и продолжил учёбу в 7-м классе гимназии при Лазаревском институте восточных языков. Летом заболел дифтерией в тяжёлой форме, лишь через год сдал экстерном экзамены за гимназический курс и получил аттестат зрелости. Продолжив обучение в Московской консерватории, на младших курсах успешно занимался у профессора Г. П. Прокофьева, на старших – у профессора К. Н. Игумнова. Он охотно аккомпанировал студентам-певцам, интересовался постановкой голоса, вокальным мастерством. Бывая в Симбирске на каникулах, с компанией студенческой молодёжи отправлялся на лодке вёрст за 20−25 по Волге, чтобы провести время в новом месте.

Аккомпаниатор и композитор

Иван Матвеевич скончался в революционном 1917 году, Матвей на следующий год окончил консерваторию по классу рояля. Планировал сольную карьеру, которую прочили ему педагоги, но был призван в Красную армию. После демобилизации вернулся в Москву и в оперной студии при консерватории, руководимой композитором и дирижёром М. М. Ипполитовым-Ивановым, с увлечением работал с певцами. С 1925-го он − концертмейстер Большого театра, где особенно развернулись его способности.

Наиболее плодотворно сложилось сотрудничество с прославленной Надеждой Обуховой. «Впервые мы встретились в 1926 году, в период подготовки в Большом театре оперы «Борис Годунов» (в этом спектакле я вела партию Марины Мнишек), − пишет Надежда Андреевна. − С тех пор все свои оперные партии я проходила с Матвеем Ивановичем». Репетиции проходили зачастую в полночь на квартире певицы, расположенной в доме дирекции Большого театра. Рядом с Обуховой проживал начинавший в те годы солист театра Иван Козловский, который не выдерживал, «по-соседски заходил иногда ко мне, и мы, шутя, разыгрывали различные мизансцены, он подпевал и подыгрывал…».

Вскоре Обухова подготовила большую программу из классических произведений для камерного концерта. Первый из них состоялся в 1933 году в Малом зале Московской консерватории, аккомпанировал Сахаров. Концерт прошёл с большим успехом и положил начало многолетней и разносторонней концертной деятельности певицы и пианиста. Не оставляя театра, они всё чаще выступают с концертами уже в Большом зале консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Большой аудитории Политехнического музея. Работают над новыми вещами, готовят произведения самых различных жанров, включая романсы на стихи Ю. М. Лермонтова, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. Матвей Иванович аккомпанирует Надежде Андреевне во всех записях на радио и для пластинок. Бурно развивающееся радиовещание и пришедший на смену громоздкому граммофону патефон становятся ярыми пропагандистами музыкального искусства. На родине Сахарова радиоконцерты из Москвы с участием прославленных музыкантов слушали с необычайным волнением.

Уроженец Симбирска всё больше тяготел к концертной деятельности и в 1937 году перешёл в Московскую филармонию. Затем более трёх лет увлечённо работал музыкальным руководителем ансамбля оперы, созданного И. С. Козловским. «Программы, подготовленные с Матвеем Ивановичем, были сложные: здесь и Лист, и Шуман, и Шуберт, − вспоминает Иван Семёнович. − Сохранились наши записи вдвоём и в ансамбле с В. В. Борисовским. В таком сочетании мы выступали часто не только в Москве, но и в других городах». Помимо концертного исполнения опер успехом пользовались романсы «В минуту жизни трудную» П. П. Булахова, «Не пой, красавица» С. В. Рахманинова, «Я Вас любил» М. И. Сахарова, работавшего и как композитор.

Мастер романса

С 1940 года Обухова всецело отдаётся концертной деятельности, составленные вместе с Сахаровым программы отличались разносторонностью, филигранной отделкой каждой вещи, высокой культурой исполнения. Матвей Иванович решил обработать некоторые произведения для меццо-сопрано в сопровождении инструментального трио, при этом звучание старинных романсов, русских народных песен и песен советских композиторов значительно выиграло.

С первых дней войны Надежда Андреевна в сопровождении трио выступала в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях. Сохранилась афиша концерта народной артистки СССР в зале им. П. И. Чайковского летом 1942 года, где партию фортепиано исполняет М. И. Сахаров, партии скрипки и виолончели А. С. Иванников и Г. Е. Перемитин. В программе I отделения звучат произведения Чайковского, II отделения – арии из опер Сен-Санса «Самсон и Далила», Бизе «Кармен» и три старинных романса − «Я пережил свои желанья», «Я тебе ничего не скажу», «Нет, не тебя так пылко я люблю» в аранжировке для трио Матвея Ивановича. В тот тяжёлый год он похоронит мать, до войны работавшую вокальным педагогом.

С 1943 года и до самой кончины Сахаров возглавлял молодёжную группу Всесоюзного радио. Одновременно преподавал в Московской консерватории, многие его ученики станут признанными мастерами оперного театра. Продолжал концертировать с Н. А. Обуховой, И. С. Козловским, П. Г. Лисицианом, ценившими его за умение «быстро уловить желания певца и точно реализовать их во время выступления». Скончался Матвей Иванович 23 июля 1958-го после второго инфаркта на даче в Васильсурске, расположенном в живописной местности при впадении Суры в Волгу. Похоронили «опытнейшего концертмейстера, тонкого аккомпаниатора, верного друга певцов» в Москве на Ваганьковском кладбище. Когда коллеги и друзья прощались с ним, звучала запись романса А. П. Бородина «Для берегов отчизны дальней», которую он осуществил в свое время с Козловским. Остались неизвестные произведения Сахарова, которые будут изданы в 1987-м и тем самым продлят его жизнь.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах