Прошлая неделя ознаменовалась очередной премьерой в областном театре драмы − 25 и 26 мая состоялась встреча с произведением классика русской литературы Леонида Андреева. Спектакль «Дни нашей жизни» по одноимённой пьесе, написанной в 1908 году, вышел из недр режиссёрской лаборатории Олега Лоевского в 2022 году. И года не прошло, как эскиз превратился в полноценный спектакль.
Знамя реализма
История, что когда-то то ли сочинил, то ли подсмотрел у жизни Леонид Андреев, скорее трагична, хотя практически каждый персонаж наделён комичными чертами, и едва ли кого-то из них возможно полностью отнести к героям бесспорно положительным или абсолютно отрицательным. Здесь даже у последнего дурака и пьяницы могут внезапно возникнуть благородные порывы и относительно светлые мысли, а в самой отвратительной и подлой старушенции нетрудно разглядеть жертву, которую даже как-то жаль… И достаточно сделать лишь шаг, чтобы с вершины счастья свалиться в бездну отчаянья. Итак, бедный студент Глуховцев влюбился в Оленьку, а та оказалась совсем не той, за кого себя выдавала.
Мать родная, как оказалось, торгует дочерью своей, отдавая её «на содержание» богатеньким сластолюбцам. И вся беда в том, что люди, наделённые умом, талантом и добротой, предпочитают в итоге не противиться обстоятельствам этой проклятой жизни. Студент, конечно, пытается спасти свою возлюбленную, но всегда в последний момент делает шаг назад, подчиняясь обстоятельствам. Причём – в любом состоянии. Даже в пьяном угаре… Казалось бы, чтобы найти выход, надо лишь проявить твёрдость, принять волевое решение, но… Как в песне поётся, «мы ж за рюмку – и дело с концом!» Знамя беспредельного реализма, изначально заложенного в пьесу, подхватили и режиссёр Егор Равинский, и весь актёрский коллектив.
Выход есть, но где – никто не знает
А в чём она – та реальность? Боль. Тоска. Пьянство. Где выход? А выхода нет. Или просто никто по-настоящему не хочет его найти… Существует мнение, будто почти вся русская литература конца XIX – начала ХХ веков – не что иное, как сборище маргинальных героев и мрачных сюжетов. И Лев Толстой, зачастую даже Чехов и Максим Горький представляли читателю персонажей слабых духом, заблудившихся в любовных или бытовых ситуациях, часто склонных к пьянству и суициду. Будущее их беспросветно, а безвременная гибель практически неизбежна. Да и сам автор и до полувека не дожил. Но винить его в чрезмерно мрачном восприятии мира всё-таки не стоит. Скорее всего, пьеса была написана по принципу «что вижу, то пою…». В 1895 году мать Леонида Андреева с пятью его младшими братьями и сёстрами перебралась на ПМЖ в Москву, и с того момента начался период их нищеты и скитания по квартирам. Будучи студентом, Леонид Николаевич подрабатывал уроками, составлением объявлений для газеты «Русское слово», и, хотя не тянуло его на политику, под надзор полиции, он всё-таки угодил. За что? Это становится понятным из отдельных высказываний различных персонажей пьесы…
Видео: Сергей Юрьев.
Так что «Дни нашей жизни» − скорее всего, не что иное, как картинка с натуры. И герои пьесы изо всех сил стараются быть весёлыми и беззаботными. Или хотя бы казаться… Правда, получается это у них далеко не всегда. А вот актёрам вполне удалось донести до зрителя всё это непростое состояние души и окружающей действительности. И сделали это заслуженная артистка России Елена Шубенкина, артисты Денис Бухалов, Юрий Гогонин, Алексей Гущин, Виталий Злобин, Кристина Каминская, Александр Курзин, Артём Трохинов, Сергей Чиненов, Марк Щербаков. Главные роли исполнили Виталий Мялицин (в разных составах) Мария Прыскина и Рита Волкова.
Быстры, как волны,
Все дни нашей жизни,
Что час, то короче
К могиле наш путь.
Налей, налей, товарищ,
Заздравную чару,
Как знать, что с нами
Случится впереди…