Выставка в Париже и Бордо, которая состоялась с 21 июня по 4 июля, поистине знаковое событие для истории культуры Ульяновской области. Впервые в истории нашего региона работы ульяновских фотографов представили за рубежом, причем не где-нибудь, а во Франции.
Гостеприимство рождает идеи
Сама идея родилась в октябре прошлого года, когда на международный форум «Культура и развитие» в Ульяновске прибыла делегация французских мастеров фотографии из творческого сообщества «Ла Клик», которые провели выставку своих работ в Ленинском мемориале, а также организовали несколько мастер-классов для ульяновских фотографов. В частности, опытом по студийной съемке обнаженной натуры поделился всемирно известный мэтр фотографии Жан Турко. Впрочем, и ульяновцы в долгу не остались: организаторы ульяновского ФотоКросса Павел и Евгения Елизаровы устроили фото-тур в окрестности села Смолькино, что на границе Ульяновской и Самарской областей, где сохранились живописные каменные обнажения Пермского периода. Участниками фото-тура стали гости из Франции - Даниэль Бурниа, Серж Экильбей и Жерар Бале.
Правда, организационную сторону французской выставки в Ульяновске трудно было назвать безупречной, поскольку министерство искусства и культурной политики ни тогда, ни сейчас не выполнило взятых на себя финансовых обязательств. Даже часть фотографий для выставки была напечатана при содействии местных предпринимателей (за что им особая благодарность). Однако между фотографами двух стран завязались достаточно тесные контакты, взаимопонимание и даже обнаружились общие взгляды на искусство. Так что, вдохновитель и организатор приезда французских мастеров фотографии – фотограф-продюсер Ари – выступил с предложением: показать жителям Парижа и Бордо работы лучших фотографов Ульяновска.
Сказано – сделано! На участие в выставках во Франции было подано более двух десятков заявок, электронные версии работ отправились в Париж, и уже к февралю французские мастера фотографии провели отбор: приглашения к участию в выставках получили Владимир Ламзин, Владимир Кочетков, Павел Елизаров, Виктория Ламзина, Сергей Юрьев, Антон Баранников и Андрей Бочкарев.
Русские кочки на дороге во Францию
Впрочем, как известно, Франция – не ближний свет, и добраться до нее далеко не всем по средствам, даже при условии, что французская сторона взяла на себя обязательство обеспечить проживание, перемещения внутри Франции, а также прокорм россиян.
«Симбирское фотографическое» общество направило в региональное министерство искусства и культурной политике письмо с просьбой оказать содействие в организации первой в истории выставки ульяновских фотографов в Западной Европе – хотя бы оплатить перелет от Москвы до Парижа. Казалось бы, просьба вполне естественная, поскольку власти региона, который позиционирует себя как культурная столица, должны быть заинтересованы в продвижении наших творческих проектов за рубежом. Сначала последовали чисто теоретические рассуждения о том, что можно включить расходы на поездку в смету фестиваля «Пластовская осень», причем участники выставки предложили выставить по возвращении работы, побывавшие во Франции, в Прислонихе. Однако длительные раздумья чиновников министерства так ничем и не закончились – ни положительного, ни отрицательного ответа так и не последовало, пока Павел Елизаров сам не позвонил в министерство, и ему не сообщили, что готовят официальный отказ. Кстати, его, вероятно, готовят до сих пор, поскольку письменного ответа «Симбирским фотографическим обществом» не получено до сих пор. Так что, кроме потери драгоценного времени, общение с министерством закончилось ничем.
Им интересно то, что есть только у нас…
В итоге нашли время и средства для поездки во Францию только трое: Владимир Ламзин, Владимир Кочетков и Сергей Юрьев. Они же транспортировали через все границы и работы остальных участников выставки – порядка двухсот фотографий.
В аэропорту «Шарль де Голль» наших людей встретили парижане - Ари и Даниэль Бурниа. Без приключений, однако, не обошлось: чемодан Владимира Кочеткова затерялся где-то в небе над Германией, и первые три дня прошли под лозунгом «шерше багаж». Самым прискорбным было то, что в «заблудившемся» чемодане находилась значительная часть фотографий, а до открытия выставки в галерее близ мэрии парижского района Шийи-Мазарен оставалось всего сутки. Недостающие снимки пришлось печатать непосредственно в Париже, причем счет за это и прочие неудобства был выставлен авиакомпании «Эйр Франс». Кстати, авиакомпания ничуть не сопротивлялась и обещала возместить ущерб…
Так или иначе, выставка открылась в точно назначенный срок, и за пять дней ее посетило немало парижан, в том числе такие мэтры фотографии и фотожурналистики как Патрик Ори, Анри Тюрель, Кристофер Доремус, Николя Депро, Александр Лёто, Лаурент Мадью, Том Пуассон и Бернар Менье. Большинство из них подолгу рассматривали экспозицию, задавали вопросы о том, где и когда делались снимки, и отмечали самобытность и высокий художественный уровень работ.
Кстати, организаторы выставки заранее предупредили, какие именно темы могут заинтересовать парижскую публику: характерные портреты, жанровые сцены из деревенской и провинциальной жизни России. Так оно в итоге и оказалось.
После того, как репортаж о выставке прошел по телевизионному каналу «TeleEssjnne», туда заглянули и представители мэрии Шийи-Мазарен, а также вице-президент генерального совета парижского района Эссонн Жерар Фюнес.
На него, кстати, выставка произвела большое впечатление – настолько, что тот даже пообещал оказать всемерное содействие в организации большого фестиваля фотографии, который намечен в Париже осенью этого года. Так что, в какой-то мере, ульяновцы сработали и на развитие фотоискусства во Франции…
Пока длился вернисаж, функцию «дежурного по выставке»добровольно взял на себя Даниэль Бурниа, а ульяновцы тем временем вкушали плоды французского гостеприимства: посетили Версаль, Лувр, сады Тюрильри, Мон-Мартр, Шан-Жалюзи, осмотрели Эйфелеву башню, Триумфальную арку и, конечно, Нотр-Дам де Пари.
«Взятие» Бордо
Дорога от Парижа до Бордо заняла всего четыре с половиной часа, несмотря на расстояние в шестьсот километров. По автобану наш «рено» мчался с максимально разрешенной скоростью - чуть более 130 километров в час. Как сказал Ари, бессменно находившийся за рулем, можно было доехать и быстрее, но обошлось бы это несравненно дороже, поскольку вся трасса находится под контролем камер видеонаблюдения, а штрафы за превышение скорости здесь несравненно выше, чем в России.
Бордо – город, по размерам сопоставимый с Ульяновском, но здесь практически полностью сохранилась средневековая застройка, и весь центр состоит из домов, построенных в XVII-XVIII веках. Именно в таком здании расположилась фото-студия Жерара Бале, которая на несколько дней стала домом для гостей из России. В старинном особняке, в здании ассоциации фотографов Бордо, буквально в десяти минутах на трамвае от центра города, и прошла «вторая серия» выставки работ ульяновцев. Интерес к ней, кстати, нарастал постепенно – если в первый день выставку посетило всего несколько человек, то в день закрытия помещение едва вмещало всех желающих, а многие даже высказывали желание приобрести работы ульяновских фотохудожников. Были здесь и представители русской общины Бордо, которые сетовали на то, что информации о выставке дошла до них слишком поздно, да и трех дней маловато, чтобы у большей части наших соотечественников в этом городе нашлось время для ее посещения. Не обошла выставку стороной и пресса -представители различных печатных и электронных СМИ Франции и даже журналистка из Колумбии высказали свое удивление и восхищение работами ульяновских мастеров. Многие приходили дважды…
Что дальше?
Главное, что показали выставки – интерес во Франции к российской фотографии существует, он нарастает, и нам есть, что показать искушенной французской публике. Ари, как организатор выставок, поделился планами на будущее: начать «осваивать» под российскую фотографию престижные галереи центральной части Парижа. Но здесь многое зависит от российской стороны – не только от фотографов, которым-то как раз есть, что показать, но и от позиции властей Ульяновской области, которые могут поддержать это начинание, а могут, как показал опыт, и проигнорировать… Впрочем, французов даже последний вариант, возможно, не очень-то и огорчит, поскольку в России много других городов, где также немало талантливых фотографов, которым есть, что показать…
Кстати, на сентябрь вернувшиеся из поездки фотографы планируют представить ульяновской публике выставку «Франция глазами русских» - где будут представлены работы, сделанные во время путешествия. Время и место пока уточняется…
В культурную программу визита вошло посещение концерта бард-фольк группы«LesFouteursdeJoie», что вперевода примерно означает «Счастливые лохи». Краткое содержание песни: «Нас в жизни постоянно преследуют неприятности, но мы живем так, что и они нам в радость…» |