Ульяновск, 15 апреля – АиФ в Ульяновске. Глядя на представленные там цветочные композиции, сюжеты с фигурками людей, трудно было отделаться от мысли, что все они живые.
Секретами мастерства с нами поделилась автор этих удивительных композиций Эльвира Салахова, руководитель школы по лепке из японской глины «Клевер».
- Эльвира, как возник интерес к японской глине?
- Стремление заниматься творчеством было всегда. Сколько себя помню, шила, вязала, рисовала. Правда, лепкой раньше не занималась никогда. Однажды увидела по телевидению сюжет о технике японской глины, и она меня сразу же заинтересовала. Нашла в Интернете координаты ближайшего инструктора и поехала в Казань, чтобы подробнее узнать, что же это такое. Дело в том, что учить этому искусству могут только инструкторы, имеющие необходимый сертификат, сдавшие экзамен в Японии. Работы туда направляются по почте, а там уже дают им оценку. Это искусство передается из рук в руки – без искажений, с соблюдением всех канонов.
- Это традиционное искусство?
- Да, традиционное, но не слишком древнее. Эта технология появилась в Японии всего тридцать лет назад. Она запатентована и все-таки основана традиционном японском искусстве. Во всем мире есть две академии – в Японии и США. «Глина» - полимерный материал - состоит из талька, воды и целлюлозы. Она абсолютно не аллергенна и не токсична. Работать с ней не противопоказано даже детям, хотя и требует терпения и сосредоточенности, которые свойственны только взрослым, причем далеко не всем. Ученик, кстати, подписывает договор с компанией о том, что не собирается разглашать секреты мастерства и будет работать в соответствии с определенными канонами. «Глину» изготавливают два завода – один в Японии, другой в США. Самостоятельно изготовить ее невозможно, поскольку ее очень тщательно разрабатывали японские химики.
- Как проходит обучение?
- Обучение построено в несколько этапов. На первом человек осознает, может ли он вообще работать с этим материалом. Действительно, этот кропотливый труд далеко не всем по силам. Если понимаешь, что можешь – заключаешь договор и учишься в соответствии с утвержденной программой. По времени она не ограничена - все зависит от того, как скоро осваиваешь технологии. Сначала сдаешь десять проектов – цветочных композиций и скульптурных миниатюр. Можно выбирать лишь из ряда обязательных композиций, где автор может лишь определить цветовую гамму. Главное – закончить начальный курс в течение года, иначе обучение обойдется дороже. Второй курс предусматривает также сдачу десяти проектов, но они уже значительно сложнее. Итоговый экзамен состоит из трех работ.
- Насколько автор самостоятелен в своем творчестве?
- Конечно, если творишь для себя, рамки не такие жесткие. Но чтобы сдать проект, необходимо соблюдать каноны. Обучение ведется индивидуально – урок, затем домашнее задание. А на следующий урок идешь, когда чувствуешь, что готов к нему.
Японцы просят не выкидывать даже самые первые работы. В процессе обучения мастерство растет, человек приобретает новые навыки, и это ощущается куда более зримо, если перед глазами то, что было вначале.
Если я занимаюсь самостоятельным творчеством, то брать сюжеты из жизни, придумывать что-то свое не возбраняется. Так что определенная свобода есть, но только за рамками учебного процесса.
- Насколько техника японской глины популярна в России?
- Популярность рукоделия в нашей стране вообще растет. Даже в магазинах появилось больше товаров для вязания, шитья, вышивания… И в Ульяновске стремление людей заниматься ремеслом только нарастает. Постоянно проходят выставки, арт-базары – недостатка в изделиях нет. Что касается техники японской глины, то она впечатляет людей необычностью, изяществом, филигранностью. А то, что удивляет, привлекает к себе внимание. Многих поражает, что такое можно изготовить из глины. Кстати, гораздо больше интереса к этим изделиям проявляют мужчины.
- Насколько долговечны изделия из японской глины?
- Они не обжигаются, сохнут при комнатной температуре. Все делается руками на белых салфеточках. У глины приятный аромат. Единственное, чего изделия не терпят, – влаги. Мыть их нельзя. Тридцатилетний опыт существования этого искусства показал, что произведения прекрасно держат форму, не выцветают. Разнообразие цветов достигается либо за счет цветной глины, либо при добавлении специальных пигментов в белую глину. Так что долговечность изделий зависит только от того, насколько бережно с ними обращаются.
- А что еще дает эта технология автору, кроме чувства эстетического удовлетворения?
- Развивается моторика, чувство цвета, ощущение прекрасного, мышление. Повторюсь: занималась разными видами рукоделия, но такого эффекта для себя смогла достичь, лишь занявшись лепкой из японской глины. Все делается на ладонях, в процессе задействованы энергетические точки. Так что это помогает даже решать проблемы со здоровьем. Среди моих учеников есть такие, которые начали себя чувствовать гораздо лучше.