Вечерами он приходит домой, включает негромкую музыку, берет стамеску, и в его руках рождаются удивительные и уникальные вещи. Виктор Константинович делает сувениры из березового капа.
— Капа — это наросты на березе, явление в природе, по сути дела, до сих пор не изученное — как, например, родинки у человека, — рассказывает мастер. — Дело в том, что нарост на дереве растет в четыре раза быстрее, чем само дерево. Самое интересное, что волокна внутри него располагаются по-разному, хаотично. Капа вырастает, трескается, а потом дерево начинает гнить в этом месте. Если капу не снять, дерево погибнет. Избавляя дерево от наростов, мы дарим ему, по сути, вторую жизнь.
Дома у Виктора Константиновича целый стеллаж заполнен поделками. Здесь и забавные птички, и резвящиеся собачки, и грозный львиный прайд, цапля, лебеди, уточки, кабанчики, цветочки и даже… кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Каждая статуэтка уникальна, неповторима. Все они согреты и обласканы руками мастера. Изделия из капы можно использовать как вазы для фруктов и конфет, как кашпо, панно, как подставки для карандашей. Их приятно держать в руках.
— Дерево дает много тепла, — рассуждает Виктор Константинович. — Я считаю, что в каждом доме должны обязательно быть деревянные теплые вещи.
Резьбой по капа Комаров начал заниматься в 2007 году. Сразу же стал участвовать в выставках. Имеет грамоты и благодарности. Многие работы мастера можно купить на ярмарках, но большую их часть он дарит — родным, друзьям, знакомым. Есть и любимые, с которыми жаль расставаться. Многие — просто находка. Природа уже вложила в них очень многое, художнику остается добавить лишь чуть-чуть.
— Вот этих лебедей я делал к свадьбе сына, — улыбается мастер. — А внучке Машеньке на первый в ее жизни день рождения подарил фигурку «Машенька и медведь». Долго обдумывал подарок, а однажды увидел книжку с таким названием. И тут же вспомнил, что лежит дома капа редкой формы: одна часть напоминает медведя, а рядом — часть ствола, как будто специально для короба. Сделал фигурку, купил куклу и посадил в «короб». Из всех подарков Машенька мой выделила сразу и взяла его в руки первым. Я был просто счастлив и в то же время удивлен — такая кроха, а уже способна оценить прекрасное!
— Бывать на природе мне нравилось с детства, — продолжает свой рассказ Виктор Константинович. — Когда прихожу в лес, прикасаюсь к деревьям — отдыхаю душой. Мне всегда нравилось собирать сучки и коряги. Постепенно начал делать из них интересные поделки. С тех времен сохранилась большая серия подсвечников. И вот однажды судьба меня встретила с Николаем Агеевичем Козловым. Я пришел к нему в гости, буквально на следующий день мы отправились в лес. И с тех пор так и увлекся резьбой по капа. Сейчас в городе нас три мастера, еще Леонид Алексеевич Гоуб. Вместе собираем капу, общаемся, участвуем в выставках, ходим друг к другу в гости. Но наши поделки невозможно спутать, у каждого свой почерк. Работы очень узнаваемые.
Есть наросты и на других деревьях, например, сосновые, но больше ценятся березовые — за фактуру и текстуру. Мне нравится весь процесс — от сбора капа до готового изделия.
От дерева капа отделяется непросто. Иногда на то, чтобы ее отпилить, уходит несколько часов. Затем отделяют кору. Весной это сделать легче, а зимой приходится класть в чан и варить там часа три-четыре. Затем капу нужно просушить, чтобы потом она не потрескалась. Когда высохнет, она становится очень крепкой. Тогда уже можно обработать ее стамесками, потом отполировать шкуркой. Часть изделий я покрываю лаком, часть — нет, стараюсь дать другую тонировочку.
— Раньше не любил зиму, — признался мастер. — Но теперь она мне очень нравится. Для меня это — лучшее время для творчества. После прогулки на лыжах по морозному лесу приятно оказаться в тепле, рассмотреть трофеи и неторопливо, со вкусом их обработать.
В руках мастера то, что раньше было просто наростом на теле дерева, становится произведением искусства — уникальным, то есть существующим во всем мире в одном-единственном экземпляре.
Полезная ссылка: дома из дерева