aif.ru counter
454

Юлия Готфрид: «Не понимаю, как политика смогла пробиться в кукольный мир»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ - Ульяновск 37 10/09/2014
Из личного архива Ю.Готфрид / АиФ

Жительница Ульяновска Юлия Готфрид рассказала нам о своем творчестве, а также о том, как нынешняя напряженность в международной политике наложила свой отпечаток на далекую от всякой политики сферу - «кукольное» мастерство. 

Игрушки диктуют условия

Т.Захарычева: Юлия, и все-таки, с чего всё началось?

Юлия Готфрид: С рождения второго ребенка. Со мной тогда приключилась настоящая послеродовая депрессия, я себя чувствовала запертой в четырех стенах, не было выхода моей эмоциональной кипучей натуре. И вдруг я увидела в интернете тедди-мишек, начала листать страничку за страничкой, а там столько мастеров, столько необычных образов, выкроек... В общем, меня захватил этот необыкновенный мир, и я начала шить. Моему увлечению уже четыре года — ровно столько, сколько и младшему сыну.

- А когда любитель становится мастером?

- Когда появляется свой стиль. Нельзя найти двух мастеров с одинаковым стилем, потому что мастер в работе выражает своё внутреннее «я», своё мироощущение. Коллекционеру достаточно посмотреть на игрушку, чтобы сказать, кто её сделал.

- Все ваши игрушки с грустинкой. Почему?

-  Я сама жизнерадостный человек, редко грущу, но игрушки у меня получаются почему-то грустнявые. Они ведь сами решают, какими им быть. Конечно, сначала я придумываю образ, рисую выкройку, но в процессе шитья игрушка начинает диктовать свои условия. Однажды я захотела сшить черному плюшевому медвежонку Сеньке-моряку белую даму сердца — Полли. Но медведице эта идея, видимо, не понравилась, и получилась у меня вместо белой дамы брутальная, дородная девица с кривыми лапами. Поставила я их рядом, и вынуждена была согласиться: не пара.

Россияне за ценой не постоят

- Чтобы стать тедди-мастером, достаточно просто шить игрушки?

- Чтобы тебя узнали в кукольном мире, там надо постоянно крутиться — ездить на выставки, общаться. Там все между собой связаны, знают друг друга. Когда едешь на выставку, ощущаешь предвкушение волшебства. Это на самом деле особый мир, какое-то параллельное измерение...

Последний раз на выставке в Москве меня поразила женщина, которая зашла в павильон с двумя детьми в коляске, она ходила по рядам, что-то выбирала.  А когда подошла ближе, я поняла, что в коляске  не настоящие дети, а куклы  реборн — точная копия настоящих малышей. Их делают разных возрастов, даже по весу они такие же, как настоящие. На выставке реборн  лежат на специальных подушечках. Те, кто их покупает, заботятся о них, как о детях — одевают, выводят гулять. Я этого не понимаю, мне ближе мишки — теплые, опилочные. У каждого — своя энергетика, потому что когда шьешь игрушку, в неё обязательно вкладываешь своё тепло, и настроение. Я купила себе четырех мишек других мастеров. Периодически беру их, держу в руках, глажу. Нравится безумно.

- Вы ведь участвовали не только в московских выставках…

Первый раз я была на европейской выставке а в Эстонии,  в Таллинне, а через несколько месяцев поехала на московскую. И вот тогда я поняла, как они отличаются между собой. У россиян покупательная способность значительно выше. Они покупают своим детям мишек, которые могут стоить от трех и до восемнадцати тысяч рублей, как будто это обычные игрушки . В Таллинне люди приходили на выставку  семьями, с детьми, но в основном  смотрели,  покупали очень редко. Я там продала единственную игрушку. Мишка был и так недорогой, но женщина и мужчина очень долго торговались, несколько раз уходили и снова возвращались. В конце концов я им сделала скидку, потому что очень хотела оставить свою игрушку в Таллинне. Кстати, коллекционеры не «покупают» мишек, а «усыновляют».

Значит, среди ваших покупателей больше коллекционеров? Неужели они создают такой спрос, что на шитье игрушек можно хорошо зарабатывать.

- Зарабатывать можно. Коллекционеры приезжают из разных городов, чтобы купить работу конкретного автора или такую, которая просто понравилась. Но на выставках, как правило, лучше расходится классика. Однажды я привезла туда серию «сумасшедших» мишек-клоунов, и многие из них вернулись домой. Но с этим ничего не поделаешь — шить специально для продажи невозможно. К выставкам мастер готовится целый год, и на его работе сказывается настроение, отношение к событиям, которые происходят, много-много личного. Но я уверена, что у каждой игрушки где-то есть свой хозяин, и рано или поздно он её найдет. Мои «сумасшедшие» мишки, например, очень понравились китайцам.

Заокеанский холодок

- То есть в основном мишки все-таки расходятся через интернет?

- Да, есть международная  торговая площадка «eBay» и российская - «Ярмарка мастеров», так что для игрушек не существует границ — ни городов, ни стран.

- В каких странах особенно любят российских тедди-мишек?

- Заказы идут в основном из Германии, Франции, Америки, Бельгии. Уходили мои мишки в Чехию, Китай и даже в Катар. В посылку, кроме игрушки, я кладу её паспорт и  наш российский шоколад. Очень хочется, чтобы людям было и радостно, и сладко.

Интереснее всего общаться с француженками, они очень эмоциональны, с нетерпением ждут своего мишку и радуются ему как дети. Американцы, напротив, общаются очень сухо, а  когда получают посылку, часто даже не пишут, что она дошла.  Кстати, недавно у меня была неприятная история с американским заказом. Я отправила мишку за границу, а заказчица через месяц отозвала деньги, которые внесла за нее, ссылаясь на то, что посылка до сих пор не пришла, хотя волноваться было рано: в Америку посылки идут в среднем три месяца. Я писала ей письма, объясняла, что он в пути, но она не ответила ни на одно. Посылку она, конечно, получила, вернула мне деньги, очень сухо извинилась и сказала, что мой мишка - лучший в её коллекции. Я думаю, что такую скорую негативную реакцию этой женщины можно объяснить только политической ситуацией и антироссийскими настроениями.

Выручка — армии

- А с Европой тоже чувствуется отчуждение?

- На последней выставке в Мюнстере в Германии произошел раскол между нашими девочками и украинскими. Раньше мы были одним целым, за границей представляли русский мир. В этот раз украинские мастерицы приехали в вышитых рубахах с холщовыми сумками, на которых были надписи «Слава героям» и подобные им. Рассказывали, что на этой же выставке организаторы подошли к девочкам из Казахстана и попросили их сказать что-нибудь на казахском. Девочки ответили, что не умеют. А им в ответ: «Как это возможно? Вас заставляют говорить по-русски?». 

- И в интернете идет вражда?

- Да! Еще в феврале Россию, русских начали мешать с грязью, и украинские мастерицы принимали в этом самое активное участие. На их страницах, где раньше были мишки, кружево... вдруг появились российские флаги  со свастикой. Кто-то вообще перестал шить игрушки и ушёл в политику. Мне непонятно, как это в людях может так быстро всё меняться. Ведь основной ресурс украинских мастериц был в России — они приезжали сюда на выставки, их основной покупатель был здесь. Им все всегда здесь нравилось. Мы дружили, готовили друг другу подарки  к выставкам, ели вместе конфеты, бутерброды с украинским салом. И вдруг такая перемена в один  миг. Обидно, что политика смогла пробиться в наш кукольный мир, что она может захватывать культурный слой. А ведь так не должно быть. Сейчас на ресурсе «Ярмарке мастеров» российские коллекционеры стараются обходить украинских мастеров. В фейсбуке одна украинская  мастерица выставила на продажу тедди-мишку и написала: продается, вся выручка пойдет на украинскую армию. 

Куклы из коллекции Юлии Готфрид | Фотогалерея

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество