В старинном доме на углу улиц Карла Либкнехта и Железной Дивизии, принадлежавшем некогда симбирскому купцу Юргенсу, происходит нечто весьма удивительное. По вечерам сюда спешат девчонки и мальчишки. Переступая порог, обычные дети превращаются в белошвеек и гончаров, умелых резчиков по дереву и самых настоящих артистов – в общем, в творцов. И они творят – весело, задорно, вдохновенно. Творцами детей учат быть в школе традиционной народной культуры. Они учатся, растут, становятся людьми творческими, увлечёнными, знающими и ценящими историю своего народа.
В музей не отдали!
Школа существует уже больше 15 лет. Одиннадцатый год работает здесь руководитель народной студии «Белошвейка» Наталья КЛЫКОВА. За четыре года обучения в студии можно научиться вязать крючком и спицами, вышивать вручную и машиной, освоить машинное вязание, основы кройки и шитья (в том числе лоскутную технику) и многое другое.
- Дети обучаются четыре года, - рассказывает Наталья Александровна. – На последнем году обучения делают выпускную работу – элемент народного костюма. Узоры придумывают не сами. Например, фасон и рисунок кокошника постарались воспроизвести с кокошника конца XVIII – начала XIX века из фондов областного Краеведческого музея. Техника исполнения, конечно, современная, а размер и рисунок очень старались приблизить. Музейные работники оценили. А вот чёрный сарафан с цветными пуговицами сотрудники музея городского быта привезли из экспедиции по области. Нашли его, покусанный молью, в одном из сёл. Отдали нам на реставрацию. Крой, фасон, пуговки сделали по образцу. Сшивали вручную, кроме нескольких швов. Практически восстановили. Теперь его берут в музей для экспозиций.
Украшаем интерьер
- К сожалению, детей в школе с каждым годом становится всё меньше, - вздыхает Наталья Александровна. – Угасает интерес к рукоделию вообще. Сегодня купить можно практически любую одежду. Если раньше мы носили то, что шили в школе на уроках труда, старались фасон поинтереснее придумать, то сегодня тоже шьют на трудах и из не самых дешёвых тканей, но носить отказываются. Зачем долго возиться с вещью, если можно купить на рынке за пять рублей, два раза постирать, выбросить, потом еще купить за пять рублей? Детей не смущает, что все носят одинаковое. Сегодня рукоделие имеет не столько «утилитарное» применение, сколько декоративное. Вышивку крестом детям интереснее применить не на одежде, а вставить в рамочку и повесить на стену. А вышитую одежду молодёжь почему-то считает немодной и непрестижной...
- Я несколько лет ходила по родительским собраниям. Беседовала с родителями, объясняла, даже сделала небольшую выставку из работ нашей студии и из студий коллег. После таких бесед в первый класс приходит больше детей, но со временем часть отсеивается. На следующий год приходят новые: родители приводят – хотя бы для того, чтобы они меньше болтались на улице. И некоторые увлекаются, занимаются все четыре года, потом продолжают что-то мастерить самостоятельно, забегают в гости – пообщаться, посоветоваться.
Пока есть такие ребята и девушки – традиционная культура народных промыслов живёт и развивается.
Елена ОГНЕВА.