Считанные недели остались до открытия Международного культурного конгресса, который пройдет в Ульяновске в сентябре. Как известно из официальных источников, организаторы этого масштабного и дорогостоящего мероприятия намерены уделить особое внимание экономическим аспектам культурной сферы и проблематике развития творчества.
Проблемы есть – решений нет
Развитие творчества – действительно проблема, и не столько потому, что в Ульяновске и его окрестностях недостает талантливых людей, реально занимающихся творческой деятельностью, а потому, что творить им, как правило, приходится либо «в ящик стола», либо для очень узкой аудитории почитателей. Что касается «экономических аспектов», то это тема для особого разговора. Как известно, в прошлом году свершилось два события, которые, в принципе, могли стать знаковыми или даже историческими в культурной жизни региона: была провозглашена «новая культурная политика» и состоялся конгресс «Культура как ресурс модернизации».
Кроме этого, в обиходе даже появилось такое понятие как «творческий кластер». Ровно год назад на всеобщее обсуждение даже был представлен проект закона «О культуре в Ульяновской области», где были декларативно прописаны все стороны культурной жизни региона вплоть до налоговых льгот, предоставляемых творческим союзам и объединениям. Однако закон этот так и лег «под сукно», о «новой культурной политике» после увольнения бывшего министра культуры Геннадия Журавлева вообще перестали вспоминать, а прошедший конгресс ульяновцам запомнился преимущественно российской премьерой фильма «Фауст» Александра Сокурова.
С того момента прошел год, и есть информация из неофициальных источников, что до сих пор региональные власти выполнили далеко не все финансовые обязательства, связанные с прошлогодним масштабным мероприятием. И дело даже не в том, что конгресс в том виде, в каком он прошел, не по карману Ульяновской области, а в том, что затраты, связанные с ним, не дали да и не могли дать ожидаемого эффекта. Ряд «круглых столов», проведенных приехавшими к нам на шабашку столичными модераторами, вылились в совершенно пустые дискуссии, пространные рассуждения «на заданные темы», не давшие абсолютно никакого реального результата. Кстати, проверка, проведенная Счетной Палатой Ульяновской области, показала, что ряд финансовых обязательств, взятых на себя организаторами прошлогоднего конгресса, не были даже заложены в смету мероприятия. И остается предположить, что перед предстоящим конгрессом стоит задача, о которой вслух не говорят: раздать старые долги.
Слово и дело – не одно и то же…
А ведь, казалось бы, чиновники от культуры часто говорят очень правильные вещи. Например, директор проекта «Культурная столица» еще в июне в интервью телеканалу «Культура» заявила: «Правительство Ульяновской области делает и будет делать все возможное, чтобы молодые люди, имеющие творческие способности и потенциал, могли реализовать себя в полном объёме в своем родном крае».
А между тем, пар, как говорится, снова уходит «в гудок». Вот всего лишь несколько примеров… Финансирование областной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области» постановлением регионального правительства в текущем году было сокращено на 146 миллионов рублей – так, что осталось всего 33,8 миллиона. На программу «Культура в Ульяновской области» в 2012 году планировалось потратить почти 734 миллиона, а реально в бюджете запланировано лишь 105 миллионов. На программу книгоиздания губернатор Сергей Морозов лично обещал выделить 21 миллион рублей. Эти деньги быстро поделили писатели и художники, однако сумма так и осталась виртуальной – заложенной в розданные авторам сертификаты на различные денежные суммы. А тех, кто посмел предъявить сертификаты к оплате в министерство искусства и культурной политики, ждал один и тот же ответ: денег нет, возможно, будут к концу года, да и то вряд ли…
И денег, скорее всего, не будет, поскольку предстоящий конгресс не является «буруном на гребне волны» реальной культурной жизни. Он практически подменяет политику в области культуры как таковую – во всяком случае «съедает» то финансирование, которое можно было направить на реализацию реальные культурные проекты, поддержку талантливых писателей и художников, пропаганду их творчества, издание книг и альбомов, проведение выставок и литературных вечеров. Тенденция, когда в ущерб реальным делам предпочтение отдается так называемым «имиджевым проектам», прослеживается и в других направлениях деятельности и региональных, и городских властей, но куда более явно, чем где бы то ни было, она видна в области культуры.
Конечно, об имидже и продвижении заботиться тоже надо. Но сначала надо добиться того, чтобы у нас было, что рекламировать и продвигать. А у нас даже не ведется независимого мониторинга творческих сил и культурных явлений – то есть, даже о том, что у нас реально есть, руководство культурного ведомства не знает, да и не очень этим интересуется. А зачем интересоваться чем-то еще, если поставлена масштабная дорогостоящая и трудоемкая задача – провести международный конгресс, о котором напишут все газеты, может быть, даже в самой Москве.
А для реального развития культуры нужна повседневная кропотливая работа, результаты которой не могут проявиться вдруг, за которые не так просто отчитаться перед вышестоящими органами. В XIX веке Симбирскую губернию прославили десятки писателей с мировым именем – сейчас Ульяновская область не может похвастаться ни одним. В XIX–начале XX века только в оркестре Языковской суконной фабрики было не менее сотни музыкантов, и это было обычным явлением, а сейчас едва ли в регионе найдется предприятие, где есть сколько-нибудь серьезный творческий коллектив. Так что говорить о каких-то реальных успехах в области культурной политики можно будет лишь тогда, когда мы хотя бы приблизимся к тому положению дел, которое было в позапрошлом веке.