Прошло две недели после того, как отгремел очередной День Победы – праздник, который дорог каждому россиянину, независимо от возраста и социального положения. И теперь уже можно спокойно, без суеты вспомнить о тех впечатлениях, которые отставила сама программа торжественных мероприятий.
И чем старательнее пытаешься вспомнить какие-либо подробности, тем сильнее становится ощущение, что все годовщины Победы последних лет сливаются в одно: митинг, шествие, парад, ветераны на трибунах…
Правда, в этом году, к счастью, праздник получился менее идеологизированным – не было привычного разделения колонн по партийному признаку. Однако вскоре на сайте регионального обкома компартии появилась информация о том, что все-таки были попытки «всячески препятствовать прохождению граждан, имеющих при себе символику КПРФ» и «вход на площадь был перекрыт полицией прямо перед колонной коммунистов». Так что, «дележка» общего для всех праздника, похоже, еще далека от прекращения.
Кроме этого, многое продолжает смущать в самой программе праздничных мероприятий. Все-таки хочется, чтобы они проходили не только масштабно и торжественно, но и душевно. За долгие десятилетия, в том числе и за военные годы, создано множество действительно талантливых, проникновенных, щемящих стихов и песен о Великой Отечественной войне, однако на митинге, что прошел на площади 30-летия Победы, почему-то, в основном, звучали стихи пафосные, но абсолютно бездарные. Похоже, современные массовики не имеют ни малейшего представления о фронтовых тетрадях таких поэтов как Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль и многих других…
Впрочем, это остается на совести тех, кто писал сценарий – в меру своих способностей и в соответствии со своим вкусом.
Но не в этом главная проблема. Глядя на ветеранов, сидящих на почетных местах, невольно приходишь к мысли, что им нужно нечто большее, чем раз в году оказаться в центре внимания. С каждым годом их становится все меньше, и наверняка каждый из них хочет, чтобы в истории остались не только их имена и даты жизни, но и события, которые хранит их память. Им нужен сейчас не столько сопровождающий, сколько собеседник из другого поколения. Причем, не только в День Победы. Да и потомки должны быть заинтересованы в том, чтобы сберечь в памяти как можно больше эпизодов той войны, самой кровопролитной и самой значимой для судеб человечества.
Их осталось не так уж много. По данным областного минздрава, в Ульяновской области сейчас проживают порядка 3600 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, солдат последнего военного призыва, блокадников Ленинграда и несовершеннолетних узников фашизма. И каждому из них наверняка есть, что вспомнить. Почему бы не организовать в области команды волонтеров, которые общались бы с ветеранами, записывали бы их воспоминания? Наверняка в каждом населенном пункте найдется немало достаточно грамотных, деятельных и неравнодушных юношей и девушек, которые охотно возьмутся за это святое дело. Почему бы не взяться каждому вузу или среднему учебному заведению?
Многие тысячи наших земляков, прошедших Великую Отечественную, уже ушли из жизни, оставив лишь самые скудные сведения о своей фронтовой судьбе. В конце концов, память – это не только даты жизни, перечисление наград и фронтов, где человек воевал. «АиФ» в Ульяновске нередко делает публикации о судьбах наших ветеранов, свои страницы посвящают им и другие печатные издания, но, чтобы охватить всех, одних журналистов недостаточно – нужно широкое общественное движение.
Да и при подготовке самой программы праздничных мероприятий следует понимать, что массовость и торжественность, конечно, нужны, но суть-то, все-таки, не в них…