- Фарфор на экспорт изготавливали миллионными партиями, - рассказывает научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея Ирина Воронова. – Его вывозили на кораблях в Европу, в том числе в Россию. Кстати, за границу отправляли не самые лучшие вещи. Наиболее ценные изделия вывозить запрещалось. Впрочем, посоль-ские дары, которые император Китая через послов дарил правителям других стран, отличались хорошим качеством.
«Культурная революция» (1966-1976) стала особым периодом и в истории фарфора. Его объявили «феодальным, капиталистическим и ревизионистским». Новая политика вынудила искусство включиться в идеологический процесс, прославлять величие «культурной революции».
3 февраля в художественном музее открылась выставка «Мистерия Мао. Фарфор. Китай. Культурная революция». В экспозиции представлено более 70 работ из частной коллекции. Все предметы изготовлены в Цзиньдэчжене – всемирно известном центре производства фарфора. Особое внимание привлекает серия расписных фарфоровых панно. В коллекции много малых форм – чаш, блюд, чайников, кружек. Такие изделия выпускали очень небольшими партиями. Попадали они преимущественно в дома привилегированных особ и чрезвычайно редко – на выставки.
- В экспозиции представлены вазы традиционных китай-ских форм, - продолжает Ирина Александровна. В их росписи встречаются и растительные мотивы (цветы, птицы), но преобладает революционная тематика. Выставка будет работать до 1 марта. Ее уже показали в Тольятти и Сызрани. Предполагается, что после Ульяновска она отправится в Казань.