Это следует отнюдь не из астрологических прогнозов и восточных календарей, а из социологических исследований ульяновских ученых.
Семья или свобода?
2015-й год в истории современной России – пятый по счету, когда мы поднимаемся на гребень (или, напротив, опускаемся в пучину?) того, что целомудренно называют «кризисными явлениями». В это состояние мы впадаем стабильно с периодичностью в шесть (за небольшим исключением) лет: 1992-й, 1998, 2004, 2009, 2015-й.
Так что у социологов была возможность оценить, как общество откликается на экономические и социальные потрясения, как меняются ценности россиян и в частности - ульяновцев. А реакция молодежи в этом смысле особенно любопытна.
Предметом социологического исследования, проведенного в конце 2014 года на кафедре философии, социологии и политологии УлГУ под руководством профессора Нины Дергуновой, стал патриотизм молодежи. Сформировавшийся в результате опроса 900 девушек и юношей рейтинг жизненных ценностей вывел на первые позиции такие понятия, как «свобода», «дружба», «семья», «здоровье» («честность» заняла в этом списке восьмую из одиннадцати позиций, а «законность»- последнюю). Примечательно, что три года назад аналогичный социологический опрос показал: главная ценность молодежи – «семья», а вот «свобода» - только на третьей позиции.
- В 2011 году мы как раз выходили из кризиса, и "семья", которая является опорой, защитой, по ценностям вышла на первое место, - комментирует результаты опроса Нина Дергунова.
То есть в преддверии 2015 года, кроме обвала рубля, роста процентных ставок по кредитам, скачка цен и прочего-прочего, мы получаем ещё один шанс почувствовать плечо близких, понять, как они нуждаются в нас, а мы в них. А в итоге – быть более внимательными, чуткими, сердечными друг к другу. Невзирая ни на какие потрясения и даже вопреки им.
Все по домам
Кстати, деревянная сине-зеленая деревянная коза (или овца), под знаком которой мы входим в 2015 год, - вполне благополучна, осторожна. Она не любит необдуманных решений и любит дом как любое домашнее животное. Так что в этом смысле прогнозы восточного календаря и социологов сходятся в одной точке – грядет время, когда нужно объединяться: сначала за семейным столом, вокруг семейной елки (коза любит, когда Новый год встречают дома), а потом – и по жизни. Вот тогда мы, действительно, станем сильнее и сможем пережить очередной виток кризисных явлений с наименьшими потерями. А об исследовании кафедры философии, социологии и политологии УлГУ, предметом которого стало представление ульяновской молодёжи о патриотизме, мы расскажем подробнее в следующем году. Увы, но в уходящем 2014-м — это последний номер «АиФ».