Вот какие истории довольно часто происходят в нашем городе.
В один прекрасный день во дворах появляются прилично одетые молодые люди. Они приглашают сидящих на лавочках пенсионеров послушать информацию о новом чудодейственном медицинском физиотерапевтическом аппарате.
"Несите ваши денежки!"
Доверчивые пенсионеры собираются во дворе, где им во всех красках расписывают достоинства неведомых аппаратов. Пока старички и старушки внимают вдохновенным речам продавцов, те тренированным взглядом отмечают среди них психологически уязвимых и легко поддающихся внушению. Окончив лекцию, предприимчивые продавцы следуют за выбранными "жертвами". Те охотно приглашают их войти в квартиру, хотя обычно незнакомым людям никогда дверь не открывают. Далее, по свидетельствам обманутых покупателей, они действуют как во сне. "Несите деньги!" - командует продавец. И старички покорно ставят подписи под договорами о совершении покупки, даже не успев прочесть документ, достают отложенные на насущные нужды деньги и отдают их мошенникам. В договорах, кстати, говорится, что вернуть купленный аппарат продавцу вы не сможете. Стоит подобная "игрушка" около четырех тысяч рублей - ощутимая сумма для тощих кошельков наших малообеспеченных пенсионеров.
Кто защитит права потребителей?
Законно ли действуют подобные продавцы? Можно ли защитить права потребителей в данной ситуации и как это сделать? С этими вопросами наш корреспондент обратился к помощнику руководителя Ульяновской городской общественной организации "Центр по защите прав потребителей" Константину ТОЛКАЧЕВУ. Вот что он сказал:
- В данном случае мы имеем дело не с одним нарушением действующего законодательства, а сразу с несколькими. Как правило, те, кто продает подобные аппараты, не берут на себя никаких гарантийных обязательств. Более того, они должны предупредить покупателя о возможных противопоказаниях и о том, что ему необходимо проконсультироваться с врачом. В соответствии с действующим законодательством, вернуть технические приборы можно в течение двух недель с момента продажи. За это время выясняется, что приобретенный аппарат либо не работает, либо работает неправильно, либо работает правильно, но не подходит покупателю.
Что же делать?
Как пояснили нам в Центре по защите прав потребителей, в первую очередь следует обратиться в организацию, продавшую аппарат. Предварительно следует написать заявление, в котором подробно изложить причины, по которым вы не можете пользоваться данным изделием. Не забудьте поставить в конце дату и вашу подпись. Заявление следует написать в двух экземплярах. Затем относите заявление в офис компании. Один экземпляр отдаете секретарю или лично директору (заведующему, руководителю отдела и так далее). На втором экземпляре, который останется у вас, работник фирмы должен сделать отметку, что заявление принято. Впрочем, можно никуда не ходить, а послать заявление по почте заказным письмом и сохранить квитанцию об отправке. Еще лучше, если вы отправите письмо с уведомлением. Тогда вы получите письменное подтверждение того, что ваше заявление вручили представителю фирмы-распространителя.
Продавец обязан вернуть деньги в течение двух недель. Если этого не произошло, обращайтесь в суд - вы выиграете дело.
Справка "АиФ"
В связи с тем, что в последнее время участились случаи обмана пожилых людей, специалисты Центра по защите прав потребителей направили обращение в прокуратуру.