С 1 января во всех общеобразовательных школах Ульяновской области введена отраслевая система оплаты труда.
Зарплата учителей теперь состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. Прошло уже полтора месяца со дня введения новой системы, и некоторые учителя поделились с нами первыми впечатлениями.
Взгляд изнутри
Существует такое понятие - "рейтинг учителя начальных классов". Его не вчера придумали: есть "раскрученные" имена, и родители идут на многое, чтобы ребенок попал именно к такому учителю. В "отборных" классах - успеваемость, как правило, стопроцентная. И этот показатель будет держаться на протяжении всего времени обучения. Очевидно, что учитель, которому дают класс, где обучаемость потенциально высока, по новой системе будет получать более высокую зарплату, чем все остальные. Таким образом, успеваемость далеко не всегда зависит от качества работы учителя.
В конце каждой четверти педагог должен сам вычислить "коэффициент обученности" - по сложной формуле. В зависимости от этого показателя его или "по головке гладят" или "бьют". А теперь "бить" будут еще и рублем. Но учители говорят, чтобы объективно оценить труд педагога, неплохо бы ввести для начала коэффициент способностей ученика, его обучаемости, а потом, исходя из него, делать дальнейшие выводы. На тех, кто с трудом осваивает школьную программу, тратится гораздо больше сил, чем на потенциального отличника. Впрочем, и двоечники разные бывают - будь в диктанте 46 ошибок или шесть, оценка одна - двойка. А разница есть. И сколько сил вложено в то, чтобы ребенок сделал на сорок ошибок меньше, никакая отраслевая система не учитывает.
Пиар - всё!
Раньше в классах коррекции учителям доплачивали, поскольку объяснить что-то двоечнику гораздо сложнее, чем отличнику. Условно, преподаватель из класса, где собрана школьная элита, будет получать больше, чем учительница, которая ведет обычный среднестатистический класс. А у второй работы на порядок больше. Но как бы она ни билась, если объективно оценивать знания, больше тройки поставить не может. Кстати, об объективности... За один и тот же ответ можно поставить и 4, и 5, и учитель понимает: если поставит двойку, то кушать будет только хлеб - на масло ему не хватит... А кто, спрашивается, сам себе враг?
В учительских кругах бытует мнение, что система отраслевой оплаты труда в ее нынешнем виде - аморальна. Чем выше профессионализм учителя, чем сильнее предан он своей профессии, чем меньше он обращает внимания на пиар и демонстрирует преданности начальству, тем больше он теряет в зарплате по сравнению со своими "продвинутыми" коллегами.