aif.ru counter
20

Немножко волшебница

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ - Ульяновск 16/07/2008

Ольга Лысенкова - петербурженка в четвёртом поколении. Окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию (бывшее Училище технического рисования барона Штиглица). Член Союза художников России с 1991 года. Три стихии - эмаль, гобелен, батик - принесли ей заслуженный успех. Многочисленные интервью - одна из составляющих профессии художника.

Ей есть что сказать людям - и она говорит: и словами, и работами. Сегодня она сама расскажет о себе и творчестве.

Мальчик, который играл ноктюрн

"В художественную школу я поступила, чтобы "отомстить" одному мальчику, который мне очень нравился. Мальчик прекрасно играл на фортепиано. Мне надо было что-то этому противопоставить. Но что? В музыке я его превзойти не смогла бы... Вот и решила стать художником. На такой честолюбивой ноте влилась в искусство. Позже пришло понимание, что на самом деле живопись - лучшее из всего, что я хочу и могу делать.

В художественной школе к преподаванию относились серьезно, мы много рисовали, писали, делали наброски. Потом поступила в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Веры Мухиной на текстиль. По окончании распределили в Ульяновск. Так что с этим городом связаны самые тёплые воспоминания.

Ульяновск

У меня была мастерская на окраине нового города на 16-м этаже. Потрясающий вид из окна. По утрам бегала кроссы - четыре километра по песочку. В полях бродят коровы, растёт кукуруза... Что-то такое родное, тёплое... Я старалась выразить идею левого берега Волги в инсталляции. Собирала затейливые коряги, вымытые штормами. Делала из них рамки. Сейчас тоже использую дерево для рамок, но собираю его на берегах Финского залива.

Обожаю Музей современного изобразительного искусства имени Пластова. Мне всё там нравится - и зал, и атмосфера. Есть терраса. На Венце как-то официозно...

Ещё очень люблю ходить по рынку, выбирать продукты. Наслаждаюсь, когда вижу старушек с ягодами, с зеленью. Всё натуральное, с грядки. Вы, местные жители, не цените то, что имеете. В Питере старушки - коммерсанты: стаканчик земляники стоит бешеные деньги. И ягода "сдержаннее" по вкусу: растет на глинистой почве, до вечной мерзлоты рукой подать, солнца почти не видит. На рынке тоже продукты сто раз замороженные, за тридевять земель из Европы привезенные - из этого что-то вкусное приготовить сложно. В Ульяновске - совсем другое дело. Купил парного мяса, слегка обжарил, добавил специй, зелени - и запил хорошим вином... Красота!

Горячая эмаль - это чудо!

После Ульяновска я вернулась в Питер, преподаю в родной Мухинке. Мои предметы требуют индивидуального подхода к каждому студенту. Обсуждая эскизы, приходится отыскивать рациональное зерно зачастую в полной ахинее. Сейчас в художники по непонятным причинам идут в большом количестве циничные девочки с хорошим маникюром. Барышни платят деньги и думают, что теперь им все должны. Это заметно снижает общий уровень.

У меня, кстати, не всегда есть маникюр. Я работаю руками. По-моему, то, что делается вручную, и есть настоящее чудо. Вот хотя бы мои эмали. Сначала это просто грязный кусок металла, который я шлифую до блеска. Потом наношу на стекло оксиды металлов. Это будет глянцевый слой. Потом - многократные обжиги в печи. Раз за разом стекло спекается с металлом, - и вдруг на 25-м обжиге твое время, затраченное на весь этот процесс, превращается в вещь!.. В такие минуты чувствую себя немножко волшебником.

Вообще эмаль - это что-то особенное, происходит как бы диалог с материалом. Техника её была открыта в древнем Египте, широко известна в Византии и средневековой Руси. Сейчас эмаль переживает второе рождение. Секреты мастерства передаются из рук в руки. Заочно обучиться невозможно. Эмаль уникальна ещё и тем, что роспись, выполненная на металле и не раз "испеченная" при высокой температуре, намного переживает своего создателя. Возможно, через десятки поколений мое имя уже никто и не вспомнит, но, глядя на мои работы, люди смогут прикоснуться к моим сокровенным переживаниям, взглянуть на мир моими глазами. Ради этого стоит жить и творить.

Кирха, киндер, кухэ

Искусство - не для женщин. Невозможно жить творческими идеями и одновременно кормить грудью.

Вся энергия уходит в молоко. Это вполне естественно для любой мамы. Мужчинам, кстати, в этом отношении проще. "Нарожают" детей, сдадут мамушкам-нянюшкам - и всё!

Я считаю, что кое-чего добилась в творчестве во многом благодаря мужу. Это человек, который меня чувствует, понимает и ценит. Он может простить мне неприготовленный ужин.

Хлопотать по дому мне редко нравится. Разве что когда наступают какие-то грандиозные праздники вроде Нового года. Или когда я закончила какую-то серию, произошел творческий выброс, продажи идут хорошо... Тогда я даю себе передышку: могу отдраить весь дом, погулять с детьми, приготовить что-то вкусненькое.

Призвание

Недавно поняла, что такое призвание. Это когда тебя призвали, и ты не можешь ничего изменить. Ты просто мобилизован - как в армию. С одной стороны - слава Богу, потому что многие люди так и не находят своего призвания. Но поскольку существуют ограничения в виде детей и различных обязанностей, то невозможно быть призванным на все 100 процентов - и это большая трагедия. Иногда завидую женщинам, которые обретают полное удовлетворение в семейной жизни... Мне же приходится "разрываться" между семьёй и творчеством. Но ни без семьи, ни без творчества я не могу быть по-настоящему счастлива".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах