Додумано мастерством

Фото: Алексей Юхтанов

На фото: Каповый нарост на березе (www.russianburl.ru)    
   

Житель Ульяновска Николай Козлов стал родоначальником нового для наших мест художественного промысла — изготовления изделий из каповых березовых наростов. В настоящее время это искусство в регионе освоено кроме него еще четырьмя его последователями. Каждая вещь уникальна, поскольку и природа в своей фантазии никогда не повторяется. Ее сюжеты нужно лишь додумать и подправить. Но и это - немалый труд.

В поисках аномалий

Материал для работы нельзя заготовить заранее, сложив на месяцы или годы где-нибудь на складе: растрескается и придет в негодность. Привезенную из леса партию срезанных наростов непременно нужно пустить в дело в течение пары недель. Потом — снова прогулка в лес. Зимой — на поезде и на лыжах. Из таких зимних поездок удается привезти, как правило, лишь наросты небольших размеров — то, что можно спилить ножовкой и положить в рюкзак. Летом, когда удается организовать транспорт, работа ведется при помощи бензопилы. Тогда можно привезти и экземпляры метровых габаритов. Дереву удаление подобных наростов-аномалий никак не вредит, напротив, останавливает его гниение и в перспективе излом ствола (ветки) на участке развившегося нароста. В 73 года Николай Агеевич не только бегает на лыжах, он остается лидером неформального клуба любителей дворового футбола: периодически собирает разновозрастных единомышленников с разных концов города и, разделив на две команды, устраивает футбольные матчи. Последний по времени состоялся 31 декабря. Это такая традиция – устраивать футбол в последний день старого года.

Деревянные «самоцветы»

На фото: Мастер объясняет некоторые секреты своего мастерства.

   
   

Николай Агеевич происходит из старообрядческой семьи, изгнанной когда-то царями на задворки империи.

- Дед и отец жили в такой деревне, куда только вот недавно дорогу сделали. Двадцать километров надо было идти пешком. Село Александровка Восточно-Казахстанской области, город Усть-Каменогорск, Рудный Алтай - вот мы оттуда, - рассказывает Николай Козлов. Сам он родился в расположенном в той же области городе металлургов - Лениногорске.

Жизнь в богатых минералами местах настраивала на любовь к камню. В юности даже собрал неплохую коллекцию горных пород, в командировках по стране (Кольский полуостров, Урал, Магадан, Камчатка…) первым делом шел в минералогические музеи. Но плохое зрение не позволило остановиться на профессии геолога.

В Казахстане закончил техникум, потом институт - промышленное и гражданское строительство. Мастер, начальник участка, прораб. В этой должности работал уже на ульяновских стройках. Воспаление легких заставило перейти на проектную работу в институт «Гипроэнергоремонт», где трудился до 48 лет.

На фото: «Уснувшие» почки играют роль подставки для симпатичной вазочки.

- Как началась перестройка, бросил «грязную» инженерную работу и устроился на УЗТС учеником модельщика, работать с деревом, - сообщил Николай Агеевич. Основательно освоил «столярку», еще когда получил в 1970 году квартиру и обделал свое жилье деревянными панелями, изготовил кое-какую мебель. Потом на турбазе у Старомайнского залива срезал и попробовал обработать свой первый кап. Именно любовь к природной фактуре камня подвигла его попробовать обработку «аномального» дерева с причудливо запутанными волокнами. С тех пор вот уже более 35 лет занимается этим делом. По признанию Николая Агеевича, кап заменил ему самоцветы. Вычурные, до блеска отполированные вазочки и чашки, подносы, подставки, часто с фигурками птиц и зверей, и правда, как будто светятся изнутри фантастическим янтарным светом, а узоры волокон напоминают малахит или причудливые мраморные разводы. Одни принимают материал за слоновую кость, другие - за неизвестный декоративный камень.

Ремесло

На фото: Изделия, приготовленные под реализацию (фото из архива Николая Козлова)

Как признался Николай Козлов, кап для него – не столько художество, сколько ремесло.

- Направление мое – утилитарное. Именно бытового назначения вещи, которые должны украшать жизнь человеку. Обыкновенная вещь должна служить и быть красивой.

Среди изделий Николая Агеевича много вазочек, вазонов, чашек, подносов и подставок без каких-либо «специальных» украшений – природа ведь и сама постаралась, придав материалу неправильную, но удивительно гармоничную форму. Опять же, если природная форма подсказывает, что это должна быть не просто ваза, а ваза-лебедь, вот тогда предмет обретает шею и крылья. Птицы, медведи, тюлени – если эти образы уже зашифрованы в материале, то они проявляются. «Бесцельная» скульптура, не нагруженная бытовым смыслом, в творчестве мастера – совсем уж редкость.

- Сколько в ваших изделиях природного замысла, а сколько - художественной инициативы? – спрашиваю.

Николай Агеевич в ответ декламирует:

- Что природой велено, Мастерством додумано, Оживает дерево, Воскресенье празднуя.

Принцип, казалось бы простой. Но труд – очень нелегкий. Продукция пользуется хорошим спросом, очень многие, посетив выставки или увидев предметы на прилавке, интересуются и секретами мастерства. Кто-то пытается повторить, но этому надо отдаваться по-серьезному. Бросают. Верных последователей у Николая Козлова - четверо.

Леонид Голуб – его изделия уже не столь утилитарны, больше скульптур с философским подтекстом. Николай Пантелеев – когда-то резал по липе, но увидев, что можно делать из березового капа, навсегда заболел этим направлением. Хотя живет в деревне и занимается пасекой, находит время и для творчества. Наталья Сухова - пенсионер и инвалид, занимается миниатюрной анималистической скульптурой. Виктор Комаров раньше занимался корневой резьбой: сучки, коряги. Познакомившись с Николаем Козловым, тоже перешел на кап. Работы мастеров не спутаешь друг с другом, стиль у каждого свой.

Во время нашей беседы Николай Агеевич посетовал на то, что показать особо нечего. В доме из каповых изделий мало что осталось: все сделанное за прошлый год реализовано, поскольку задумал мастер купить машину, чтоб независимо ездить за материалом в лес. Иномарку, конечно, купить не получится, а вот на автомобиль «Лада Гранта» вполне хватит.

Возможна ли «промышленная основа»?

Для Николая Козлова резьба по капу – просто ежедневная потребность. Раз в две недели – выезд в лес, в остальные дни вся первая половина – работа в мастерской, которая представляет собой обычный гаражный бокс со всеми необходимыми станками и приспособлениями. При этом рабочий день начинается в пять утра. Ему нравится такая жизнь.

Между тем, каповых наростов в наших березовых лесах хватает. При лесоразработках это просто отходы. Ценный материал просто пропадает или перерабатывается в щепу, опилки… Если бы поставить дело на промышленную основу: организовать помещение, установить станки, подписать договоры с лесозаготовителями о поставках срезанных наростов в мастерскую… Ведь частным образом Николаю Агеевичу удается договориться об этом с рабочими, значит, удастся и на более организованной основе.

В этом случае разного рода изделия из капа можно было бы производить в больших количествах. Охотников заняться ремеслом было бы намного больше, чем сейчас. Люди заняты другими делами. Организовать рабочее место, самим добыть материал, закупить или изготовить инструмент – многим это не под силу. Предприятие по изготовлению каповых изделий, без сомнения, было бы рентабельным, создало рабочие места и внесло свою лепту в развитие сувенирной промышленности. Таково мнение Николая Козлова, который, кстати, входит в правление региональной Ремесленной палаты. Но предпринимателя, который бы этим заинтересовался, пока не наблюдается. Нет интереса и со стороны областных властей.

Справка «АиФ»

Кап — нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек.

Наросты возникают на деревьях в результате какого-либо резкого изменения в развитии растения, которое может иметь естественную или антропогенную причину. Почти всегда капы покрыты корой, даже под землёй. Причиной является защита дерева от насекомых и грибковых заболеваний.

Из капов получают очень необычную древесину со сложной текстурой волокон, одну из самых ценимых за свою красоту, редкость делает её ещё более дорогой. Разнообразие текстуры капов обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок капов неповторимым и разнообразным, из-за чего древесина капов востребована художниками, скульпторами и краснодеревщиками.

(Из «Википедии», https://ru.wikipedia.org)

Смотрите также: