Геннадий Краснопёров о цветах, детях и счастливой старости

Геннадий Иванович в своей стихии © / из архива Геннадия Краснопёрова / Из личного архива

Кто смотрит на звёзды

Т. Захарычева: Геннадий Иванович, каждый год вы сажаете в городе тысячи растений, а в  прошлом году, к своему 75-летию, посадили 75 тысяч. Зачем вам это нужно?

   
   

Досье
Геннадий Иванович Краснопёров родился в Удмуртии, закончил Ижевский агрономический институт. Работал журналистом в Тюменской области, в Ижевске, в Рязанской области, в Брянске, в Могилёве, в Ульяновске. 25 лет разбивает в Ульяновске цветники.

Г. Краснопёров: Как-то спросил 12-летнюю девочку: «Ты давно смотрела на звёзды?», отвечает: «А зачем смотреть на звёзды? Я не смотрю». Все беды современного человека от того, что он всё больше и больше отдаляется от природы, а я хочу его к ней приблизить.  Десять лет назад, когда директор 38 лицея Валерий Владимирович Полетаев сказал: «Хорошую клумбу вы у своего дома посадили, нам бы такую на школьный двор»  -  я взялся за дело. В советские времена у школ были огромные дворы, ученики там  выращивали цветы и даже овощи, а  потом вдруг выяснилось, работа на пришкольном участке – это нарушение прав ребёнка. Вот и заросли дворы многометровыми сорняками. Сегодня на территории лицея - более ста видов растений.

- А начали вы с клумбы…

- Да, началось с клумбы, а закончилось проектом «Экологические тропы школьного двора». Суть его в том, что человек идёт по этим тропинкам, знакомится с цветами, деревьями, кустарниками и таким образом приобщается к природе. А поскольку школьный двор проходной, то за день через этот оазис проходит много людей. Там гуляют мамы с детьми, бабушки, дедушки с внуками…

Фото: Из личного архива / из архива Геннадия Краснопёрова

Когда я работаю, со мной всегда фотоаппарат, и я фотографирую удивительные моменты - капельку росы на листочке. Или  когда на цветке мирно пасутся рядом пчела, муравей, божья коровка.  Люди этого не видят, даже проходя по цветнику. А я стараюсь передавать им это посредством своих фотографий.

- Я знаю, что на одной из ваших фотовыставок побывал губернатор Сергей Морозов, и после этого кинул клич: Краснопёрову помогать…

   
   

 - Да, у меня даже есть фотография, где он, такой вдохновленный, стоит на моей выставке. Сохранилась и восторженная запись губернатора в книге отзывов. После этого он издал постановление, чтобы распространить мой проект «Миллион цветов родному городу» на весь регион. А идея проекта была в том, чтобы весной все трудоспособные горожане одномоментно вышли во дворы, скверы, на территории, превращенные в свалки, и посадили многолетние цветы. Были энтузиасты, посадочный материал, не хватало организационной роли власти. В общем, по поручению губернатора было несколько совещаний на эту тему, меня приглашали, но… замотали  это дело.

А вместо клумб - псевдолебеди

- Не потянула власть организационный момент?

- Да ведь дело не в том, что чиновники не послушали губернатора. Просто в условиях существующей системы идея «Миллион цветов родному городу» неосуществима. Земля сейчас, как и всё, - товар. Из любого куска стараются извлечь прибыль – строят торговые центры, кафе, автостоянки. Например, разбивал я цветники около госпиталя УВД, а потом смотрю: там, где раньше были клумбы, заасфальтировали место под стоянку. Всё идёт от денег. Чтобы город был цветущим, ему нужен садовник, который отвечал бы за цветоводство, нужны  специальные бригады. Нужно  в жару и засуху поливать деревья и цветники, как это  было раньше. Вы видели, чтобы знойным летом 2010 года деревья поливали? Они тогда вмиг пожелтели и облетели.  Работа поливальных машин – дорогое удовольствие.

Вот и получается, что  вместо цветов на клумбах выкладывают мозаику из камней. По всему городу ставят псевдолебедей из автомобильных шин. Около офисов - искусственные пальмы.  И так во всём - люди ушли от природы, от естественного, и всё больше приходят к искусственному.

Фото: Из личного архива / из архива Геннадия Краснопёрова

- А как вы спасаете свои цветы в зной?

- Я стараюсь сажать самые жизнестойкие цветы, которые могут расти и в засуху. Но в сезон 2010 года, когда было очень сухо, я подсчитал, что перетаскал в вёдрах 50 тонн воды.

Кто кому должен

- Много лет каждый день на глазах у многих людей вы трудитесь в своих цветниках. К вам кто-нибудь присоединяется?

- Подходят маленькие дети детсадовского возраста, смотрят, пытаются помогать. Тянутся и школьники, но только в возрасте до четвертого класса. Как только становятся старше, теряют интерес к цветнику, на первый план выходит компьютер и компьютерные игры.

Вы спрашиваете, почему люди не присоединяются? Вот простой пример. Сейчас снегопады, и мне надо каждый день чистить ледяные дорожки горки, которую я сам построил возле лицея. Их три, каждая длиной больше тридцати метров и шириной – два метра. Однажды в субботу я пришёл на горку с лопатой, а там с детьми и родители. Спрашиваю взрослых: «А если меня не будет, то  кто?». Они отвечают: «А вы живите…». Исчезает, а во многих уже исчезло, чувство коллективизма, взаимопомощи. Мы живем в потребительском обществе.  Нам должны, а мы, по возможности, - никому и ничего.

- А ведь считается, что напротив - советская система воспитывала в людях потребительское отношение к жизни. Дескать, все нам должны – партком, завком, ЖКО…

- Нет-нет, тогда всё было по-другому. Люди в основном работали не ради денег, а на благо родины. И в ответ ждали, что родина тоже о них позаботится. И государство, действительно, давало – бесплатные квартиры, дешёвые коммунальные услуги. Сейчас я за коммунальные услуги отдаю две трети своей пенсии, а тогда эта плата составляла 5%  от моего заработка. Это было не потребительское отношение, это было ожидание ответной заботы.

И потом:  если раньше считалось, что добиться высоких позиций в жизни можно, только если много трудишься,то теперь, напротив, успех – это когда при малых затратах добиваешься большого дохода. Так какое общество потребительское?

Фото: Из личного архива / из архива Геннадия Краснопёрова

Старость – это…

- Геннадий Иванович, а горку строили, чтобы детей отвлечь от компьютера?

-  Да, поэтому стараюсь очищать ледовые дорожки к концу занятий, чтобы после школы они хоть час-два погуляли.  Дети сейчас при живых родителях беспризорные, потому что одни в погоне за увеличением прибыли, другие в нищете бьются за копейку.

Ну и сам не наигрался, я ведь тоже с горы катаюсь. У меня на родине в Удмуртии такие снежные зимы были! Мы забирались на крыши домов и прыгали оттуда в сугробы. Однажды прыгнул, а надо мной снега ещё метра три…

- Когда, на ваш взгляд, наступает старость?

- Когда угодно. Может и в 30 лет наступить. Старость – это когда ничего не хочется, когда человек  равнодушен к горке, никогда не покатится с неё, не залезет на дерево…

- А вы и по деревьям лазаете?

- А как же! Деревья надо обрезать и мне часто приходится забираться на них. Знаете, чему научишься в детстве, то с тобой и останется. Не катался на велосипеде лет 40, наверное. А недавно у кого-то попросил велосипед, сел и поехал.

А о старости… Это неплохое время. Лев Толстой говорил о преимуществах старости. Например, в этот период жизни отсекается всё бытовое, сиюминутное, что раньше тревожило.  Говорят, что к старости человек добреет. Старый человек более свободный, он может заниматься делом, от которого получает удовольствие. Старики больше оптимисты, чем молодые. Это разъяснил наш крупный учёный Мечников. Если молодые воспринимают неудачу как катастрофу, то старики знают, что всё проходит. Да, сегодня серая полоса, но завтра или послезавтра она закончится. И действительно так оно и бывает.

- Но если человек всю жизнь был брюзгой, разве может он в старости измениться?

- Может случай какой-то или болезнь подтолкнуть к переосмыслению жизни. Просто придёт понимание, что надо ценить  время. Сложнее тому, кто зациклен на себе. Все брюзги, как правило, эгоцентристы.

Легче менять свою жизнь личности, человеку, который думает, что может сделать ещё что-то для человечества.  Есть прекрасный рецепт стать счастливым, даже если тебе плохо. Просто надо найти кого-то, кому ещё хуже и постараться помочь этому человеку. Увидишь результат и обретешь радость.

- Вы,  наверное, на пенсию уходили с лёгкой душой, с вашим-то призванием быть садовником?

- Да нет, тоже внутри что-то дрогнуло, поэтому я сел писать книгу: «Советы начинающему пенсионеру». И начал её так: не впадайте в пучину отчаянья.

У меня есть лозунг: жить как будто этот день последний. И надо выложиться до предела и сделать лучше то, что ты делал вчера или позавчера.

- А в новом сезоне вы снова будете сажать цветы…

- Конечно, буду. И других призываю. Помните: человеку потребен физический труд, подчас даже больше, чем умственный. И, конечно,  общение с природой. Давайте выходить во дворы, сажать цветы и больше говорить с детьми. А ещё лучше – слушать, о чем говорят они.

Смотрите также: