Два номера назад «АиФ» писал о безумных ценах на морковь, реализуемую в торговых сетях. Морковка взлетела аж на 56%! Тогда мы выяснили, что рост розничной цены обусловлен ростом закупочной. Но это понятно в случае с крупными сетевиками. А как объяснить цены со своих «6-ти соток»?
Мини-рынки, макси-цены
Цены на мини-рынках низкими может назвать только человек с богатой фантазией. Зачастую продукты здесь стоят дороже магазинных (торгуют, в основном, картофелем, луком, ягодами). Сами торговцы говорят, что дешевле продавать невыгодно: «Судите сами, - 250 рэ за сотку земли платить надо? А проезд на дачу? А привезти товар с грядки в город? Вот и набегает «порог рентабельности». И хотя глава Минсельхоза Александр Чепухин сказал однажды: «Садоводы являются наиболее представительной категорией, включающей в себя людей всех возрастов, профессий и конфессий», - торгуют, большей частью, бабушки, пенсия которых крайне мала. Зато, говорят они, качество продукции у них лучше, чем в магазинах, где и срок годности «обновить» могут, поменяв наклейку. Однако не всё так однозначно. Очередной рейд Роспотребнадзора и налоговиков в Заволжском районе вылился в оформление семи протоколов об административных правонарушениях, четыре – за правила хранения, заготовки и перевозки овощей. один – за неправильное хранение продуктов животноводства.
И это только один рейд. А пройти по всем мини-рынкам? Их – официальных – в городе 30, общее количество торговых мест – 749. Кстати, далеко не все задирают цены, у иных продавцов они весьма привлекательны. Но и это проверяющие органы объясняют тем, что зачастую торгуют просроченным товаром, а цены сбавляют – чтобы быстрее продать. Да ещё и оставляют после себя антисанитарию – в виде пустых коробок и пакетов.
В сетях сетевиков
Другая категория частников - предприниматели, торгующие в куда более приспособленных местах, нежели «мини-рыночники». Специально оборудованные места, чистота, холодильники. Здесь и качество, и цены щадящие. Ну и тут есть подводные камни.
С одной стороны мы имеем 11 поручений Президента о развитии малого бизнеса, с другой, – бесчисленное количество игнорирования их на местах. Один из ярких примеров у нас – ситуация с торговым павильоном на улице Камышинской («АиФ», №29). Напомним, речь шла о прекращении арендодателем договора с предпринимателями в пользу крупной краснодарской сети. Результат: 300 ульяновцев остаются без работы, в проигрыше и покупатели, десять лет ходившие сюда за качественными и недорогими продуктами. Тогда в комментарии нашей газете председатель правления госкорпорации по развитию предпринимательства региона Руслан Гайнетдинов заверил, что людей в беде не оставят и найдут им новые места. Однако инициативная группа «камышинских» предпринимателей была уже на пяти приёмах – в партиях, «палатах», у депутатов, - а проблема до сих пор не решена.