Недавно в телеэфире программы «Как стать миллионером» два телеведущих Первого канала (в качестве игроков) тужились, припоминая, о чем роман «Преступление и наказание». Одна из них, Юлия Ковальчук, бывшая солистка группы «Блестящие», выдвинула версию, что это про Чичикова. Второй – Тимур Соловьев (со слов Юлии – филолог по образованию) продвинулся дальше и припомнил, что главный герой романа прибил старушку топором… Но в итоге пара вылетела из игры, сострив под занавес, что не помнит даже имени автора романа, не то что его героев.
«Самые интеллигентные люди в стране — девятиклассники, десятиклассники. Ими только что прочитаны классики и еще не забыты вполне» - это утверждение принадлежит Борису Слуцкому. Публицист Дмитрий Быков, апеллируя к нему, еще в своем первом «Календаре» призывал словесников всеми возможными средствами и способами стимулировать интерес школьников к книге и литературе как школьному предмету, поскольку мода на гламур уходит, грядет мода на интеллект. А значит, школа должна соответствовать социальному запросу. Реально ли соответствовать?
Если в советской школе литература фактически возглавляла негласный рейтинг предметов (русский язык, литература, математика – так выглядела тройка лидеров), то в свете образовательных реформ новой России она стала бедной родственницей в расписании. Причем даже без публичной «казни» через усечение часов. Как пояснили в Управлении образования администрации Ульяновска, «урочные часы на ведение курса «литература» не только не уменьшились, но увеличились». А дальше как раз о рекомендациях новых образовательных стандартов: если в 2010-2011 учебном году во 2-4 классах было два часа литературы в неделю, то в 2012-2013-м рекомендовано четыре. В 5-6 классах вместо двух часов предлагают отдать под литературу три (зато в 5-м классе рекомендовано сократить количество часов, отведенных на русский язык). Дальше пока все без изменений: два часа литературы в неделю в 7-8 классах, три – в 9-х. В старшей школе (10-11 классы) сохраняется базовый уровень – три урока литературы в неделю. Больше можно, меньше – нет.
«Отношение к книге и литературе как к предмету у молодых россиян изменилось», - считает заведующая кафедрой русского языка и литературы 33-й гимназии Ирина Малышева:
- Читать стали меньше. Во-первых, потому что литературу теперь почти не сдают при поступлении в вузы. В то время как объем информации по предметам, которые сдают, очень значительный. Получается, что на чтение вообще и программных материалов в частности у учеников времени нет, и тут им «в помощь» - краткое содержание произведений. И Интернет, и книгоиздатели этого добра выпускают сколько угодно.
По информации городского управления образования, в 2011-2012 учебном году ЕГЭ по литературе сдавали всего 133 человека. Максимальный результат - 96 баллов, и его показали только два ученика из лингвистической гимназии и школы № 6. Специалисты отмечают, что писать экзаменационные работы по литературе очень сложно.