Государственная итоговая аттестация - это оценка работы учителей и учеников за 11 лет. Сегодня она проводится в форме единого государственного экзамена.
Насколько эффективна такая форма? Какие проблемы выявились в ходе проведения экзамена?
Этот и другие вопросы обсуждали в преддверии нового года за круглым столом:
Валентина САВЧЕНКО, начальник отдела обеспечения общего образования Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области:
- Вопросы организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений регулируются на федеральном уровне.
Государственная итоговая аттестация - это подведение итогов 11-летнего обучения в школе. Она может проходить по-разному. Раньше весь июнь дети сдавали экзамены, потом в июле занимались на подготовительных курсах. В августе начинались вступительные экзамены.
Прошедшее реформирование в части проведения ЕГЭ - благо. Если бы не ЕГЭ, многие выпускники не смогли бы претендовать на обучение в наиболее престижных вузах страны. С экономической точки зрения это тоже выгодно: все документы отправляют по почте, не нужно оплачивать проезд, питание, проживание в другом городе.
Учителей, которые будут отговаривать учеников от сдачи своего предмета, мы пока предупреждаем. Потом будем принимать жесткие меры.
Как бы там ни было, ЕГЭ всколыхнул педагогическую мысль. А это уже великое дело.
Ольга ПИТЬЁВА, консультант управления образования мэрии Ульяновска:
- Значительных изменений в проведении ЕГЭ не будет. Положение, утвержденное в феврале 2009 года, принималось на многие лета. Ученики вечерних школ (процентов 30-40 всех учеников до 18 лет) не получают аттестат о среднем образовании. При этом те, кто находится в колонии, получают аттестат на общих основаниях по традиционной форме. Неужели ученика надо отправить в колонию, чтобы он мог получить аттестат?
Молодые люди до 40 лет, которые хотят получить образование, ЕГЭ не сдадут. Это ущемляет их возможности.
Может быть, стоит так: до 18 лет - ЕГЭ. А после 18 - какая-то иная форма? И разрешить вечерникам сдавать ЕГЭ.
Константин ШЛЁНКИН, ответственный секретарь приёмной комиссии УГСХА:
- Введение ЕГЭ обозначило проблемы с общим образованием в школах сельской местности: нехватка учителей по основным предметам (математика, физика, химия, биология, иностранный язык), слабая материальная база. В таких школах требуется помощь вузов по подготовке школьников к ЕГЭ. В 2009 году школы не осуществляли подготовку выпускников к ЕГЭ по химии, результатом чего стал недобор на специальности "Агрономия" и "Агроэкология". В 2010 г. уже известно, что в качестве профильного предмета по данным специальностям объявлена биология. Надеемся, что выпускники школ выберут биологию для сдачи в форме ЕГЭ и придут к нам в вуз.
Вместе с тем, есть немало сельских школ, в том числе малокомплектных, выпускники которых уже несколько лет успешно выдерживают испытания ЕГЭ. Дело в качестве образовательного процесса, квалификации учителей, обеспеченности учебниками и дополнительной литературой.
Приемная кампания в варианте 2009 года поставила под сомнение профильное образование в школах. Возможность сдавать документы во все вузы, лишь бы поступить, привела к тому, что, в частности, в нашей академии доля сельских детей, поступивших на 1 курс, сократилась.
Традиционно к нам поступало 85-90% сельских детей, в 2009 г. - только 61%. Как результат - уменьшение количества студентов, зачисленных по целевому набору на 100 человек. Это тревожит. Отсутствие молодых специалистов в сельской местности может стать фактором, сдерживающим развитие сельских территорий.
Многие дети не поступили в вузы просто потому, что им не объяснили, что можно было сдавать экзамены во вторую волну.
Галина ГУМЕРОВА, председатель регионального родительского комитета:
- Большой плюс, когда выпускник сдает только те экзамены, которые считает нужным, и только один раз. Можно не опасаться, что ребенок заболеет на момент вступительного экзамена. Но закон не принят. Хочется, чтобы была определенность.
Александр ФЕФИЛОВ, председатель приемной комиссии по немецкому языку:
- На экзамене по иностранному языку мы проверяем в основном письменную речь. Нет аудирования. Мы проверяем знания о языке, но не знание языка.
Светлана БОРИСОВА, председатель предметной комиссии по английскому языку:
- Некоторые учителя рекомендуют ученикам не принимать участия в экзамене по иностранному языку. Если дети плохо сдадут экзамен, это отразится на оценке труда учителя. Из 800 человек сдавали экзамен 500.
Вторая проблема. Учителя отказываются даже объяснять формат экзамена. Дети вынуждены идти на курсы. Они оказываются в неравных условиях с теми, кто не сдает иностранный язык.
Владимир ГЛУХОВ, председатель предметной комиссии по математике:
- ЕГЭ всколыхнул педагогическую общественность, показав, что не все благополучно с преподаванием. Но все ли хорошо с ЕГЭ?
Мне не нравится, что в математике убрали группу А. Слабым ученикам она необходима. Когда ребенок видит правильный ответ, он сможет добраться до него. В задачах группы В ученик записывает ответ, не показывая хода решения. Он может ошибиться. В результате задание не засчитывают.
Татьяна КАЧКИНА, председатель предметной комиссии по истории:
- ЕГЭ заставляет как-то собраться и учеников, и учителей.
Есть проблема - качество КИМов. Хотя за последние годы КИМы по истории стали лучше.
Но там, где учителя работают, ученики сдают. Кроме того, нужно объяснять, как выполнять задания. Раньше ЕГЭ был неизвестной страшилкой для учителей и родителей. Теперь запущен гигантский механизм. Школы, учителя и вузы попали в обстановку жесткой конкурентной борьбы - за баллы, за учеников.
Светлана АЛЕКСАНДРОВА, учитель математики:
- Дети нормально воспринимают переход в другую школу, распределение по аудиториям, обстановка доброжелательная. Все сроки проведения экзамена выдерживаются.
Нынешние тесты по математике намного проще прошлогодних. Отсутствует часть А. Часть В практически решаема даже для тех детей, которые занимаются на тройки. И в зоне С появились решаемые задания. Есть претензии по качеству КИМов. Но все это со временем установится.
Александра АЛИМУШКИНА, студентка первого курса:
- Не могу сказать, что ЕГЭ - это нечто непреодолимое. Нужно готовиться. Специфика ЕГЭ - требуемая форма ответа. В какой-то степени это исключает творческое самовыражение. В сочинении ты должен отвечать по определенной схеме, но зато можно подать документы в любой вуз.
Регина ХИСАМУТДИНОВА, ученица 11 класса:
- Для меня ЕГЭ - это хорошо, я уверена в своих силах. Подготовку в школе дают достаточную. Есть дополнительные курсы и спецкурсы. Хочется попробовать поступить в разные вузы.
Анастасия ГЛЕБОВА, ученица 11 класса:
- Я не согласна с тем, что в ЕГЭ нет творчества. Мы выражаем себя в сочинении. В части С по математике задачу можно решить разными путями. Это творчество!
Справка "АиФ":
Механизмы проведения ЕГЭ освещаются по телевидению, в газетах. На сайте Министерства образования Ульяновской области в разделе "ЕГЭ-2010" выложен план-график подготовки, расписание экзаменов. Раздел находится в режиме оперативного управления. Ежедневно работает "Прямая линия": тел. (8422) 41-79-44, 44-14-10 с 16.00 до 18.00.