Несмотря на заверения что «всё идёт по плану», горячую воду в обещанный срок дали далеко не всем.
С 18 июня по 2 июля без горячей воды останутся жители Верхней террасы (котельная ОАО «Комета»), а с 23 июля по 6 августа – Железнодорожного района (котельная ОАО «Моторный завод»). Насколько законны подобные отключения?
С точки зрения юриста
Как пояснила юрисконсульт Ульяновской городской общественной организации «Центр по защите прав потребителей» Екатерина ТУЛАЕВА, данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В Постановлении существуют противоречия в пунктах, касающихся сезонного отключения. Например, в пункте 80 сказано, что исполнитель (то есть управляющая компания – прим. ред.) вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя, в том числе – в случае проведения планово-предупредительного ремонта и работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. А в пункте 85 того же Постановления сказано: «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается».
Следовательно, если вы вовремя и в полном объёме оплачиваете услуги ЖКХ, отключать горячую воду вам не имеют права. Данное постановление действует до сентября 2012 года. С сентября пункт 85 уберут, и все отключения будут полностью узаконены. Впрочем, даже до сентября обращаться в суд вряд ли имеет смысл: невозможно угадать, какой именно пункт Постановления примет во внимание судья и в чью пользу будет вынесено решение.
С точки зрения бывалого строителя
Наши сомнения разрешил один опытный строитель. «В каждой котельной или на ТЭЦ обязательно должны быть предусмотрены дублирующие системы водоснабжения, - сказал он. – Поэтому во время проведения испытаний люди не должны страдать. Другое дело, что сезонные отключения стимулируют приобретение электрических водонагревателей и газовых колонок. С одной стороны, люди приобретают дорогостоящие приборы, с другой – возрастает потребление электричества и природного газа. Двойная выгода!».
Кому делают перерасчёт?
Перерасчёт делается тем потребителям, у которых не установлены приборы учёта. Они платят по нормативам. Обладатели счётчиков оплачивают потребление горячей (и холодной) воды в соответствии с показаниями приборов учёта. Им перерасчёт не нужен. А если вместо горячей воды из крана течёт чуть тёпленькая жидкость? «Горячая вода должна быть определённой температуры, – говорит юрисконсульт. – Если температура воды не соответствует нормативам, значит, нарушаются условия договора. В этом случае нужно написать заявление в управляющую компанию с требованием прислать мастеров, чтобы они определили, соответствует ли температура воды нормативам. Можно обратиться также в жилищную инспекцию по Ульяновской области. Если факт несоответствия подтверждён и документально зафиксирован, следует обратиться снова в управляющую компанию с требованием устранить дефект. Если дефект не устранят, подавайте иск в суд».