aif.ru counter
Владимир ТОЛСТОЙ
44

Путевка в жизнь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ - Ульяновск 20/09/2011

Что сделать, чтобы молодые люди не покидали свою малую родину и не уезжали из сел в города? Где найти специалистов для деревни? И как помочь выпускникам детских домов найти свое место в жизни? Ответы на эти вопросы, оказывается, тесно взаимосвязаны и лежат в одной плоскости. А вышеперечисленные проблемы не так уж неразрешимы, как мы привыкли думать в последнее время.

Молодежь останется, если увидит перспективу

18 апреля 2002 года по инициативе председателя Законодательного Собрания Ульяновской области Бориса Зотова на базе профессионального училища № 35 и филиала Старокулаткинского механико-технологического техникума был создан Старомайнский технологический техникум. Сейчас здесь осваивают рабочие профессии и получают среднее специальное образование 350 студентов и учащихся. По мнению директора техникума Владимира Ильина, это событие, по сути, открыло новую веху в профессиональном образовании района.

Этот шаг позволил приблизиться к решению проблемы: как удержать молодежь в районе. Сегодня техникум стал кузницей кадров для самых различных отраслей экономики. Выбор специальностей диктует рынок труда, и предпочтение отдается тем профессиям, которые востребованы не только здесь, на своей земле, в своем районе, но и по всей области: техникум готовит поваров-кондитеров, продавцов, контролеров-кассиров, водителей, электрогазосварщиков, трактористов-машинистов и механизаторов сельскохозяйственного производства, бухгалтеров-товароведов. У молодых людей появилась перспектива получения качественного образования и востребованной, оплачиваемой профессии, причем, не где-нибудь «за тридевять земель», а у себя дома, в родном поселке.

К тому же, техникум стал своеобразной стартовой площадкой для выпускников детских домов. В 2007 году директор техникума Владимир Ильин поделился с Борисом Зотовым своими соображениями по поводу обучения в техникуме детей из коррекционных воспитательных учреждений и детей-сирот. В лице председателя Законодательного Собрания Ильин обрел авторитетного союзника и единомышленника.

Неформальный подход

В 2009 году состоялся первый набор детей-сирот на отделение начального профессионального образования – 35 человек. Опыт оказался успешным: год от года число учащихся, выпускников детских домов и школ-интернатов, а также детей из опекунских семей растет. Сейчас здесь обучаются дети из 13 детских домов и школ-интернатов.

Борис Зотов практически каждый свой визит в Старомайнский район начинает с посещения техникума – встречается с детьми, интересуется их жизнью, проблемами, оказывает постоянную поддержку учебному заведению.

Год назад благодаря поддержке председателя областного парламента и председателя комитета Государственной Думы по образованию Григория Балыхина техникум получил из федерального фонда поддержки образования полмиллиона рублей. На эти деньги в общежитии техникума обновили мебель, постельные принадлежности, приобрели стиральные машины и телевизор.

Одна из студенток, также выпускница детского дома, третий год получает именную стипендию от депутата Государственной Думы Григория Балыхина, еще четверо учащихся - «стипендиаты» главы района Сергея Голанта.

Именные стипендии служат серьезным подспорьем для детей-сирот. Ведь в качестве пособия, «дорожных» денег и государственных стипендий они получают в сумме 6588 рублей в месяц – не так уж много для молодого человека, встающего на ноги.

Помощь нужна и после выпуска из детдома

В детском доме воспитанники живут на всем готовом – их кормят, стирают и гладят их одежду, у них нет даже опыта самостоятельной траты денег и их экономии… Отсюда, как правило, полная неподготовленность выпускников детдомов к самостоятельной жизни со всеми вытекающими последствиями. Многие из бывших детдомовцев становятся жертвами мошенников, а кто-то и сам встает на «скользкую дорожку». И в этот момент – самый опасный, переломный этап жизни – рядом с ними зачастую не оказывается никого, кто мог бы подсказать, научить, уберечь от опрометчивого шага…

Работу по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, по их постинтернатному сопровождению, как правило, берут на себя воспитатели, мастера производственного обучения и даже вахтеры. Берут добровольно и абсолютно бескорыстно – ведь эта работа государством не оплачивается, что, в принципе неправильно, считает вице-спикер Законодательного Собрания Ульяновской области Тамара Дмитриева.

- Мы не раз обсуждали эту тему с преподавателями и воспитателями «подшефного» детского дома «Гнездышко» и сошлись во мнении, что было бы правильным создать в детских домах так называемую службу постинтернатного сопровождения, занимающуюся судьбой ребят, достигших совершеннолетия. У выпускников могут возникнуть, и, как правило, возникают самые разнообразные проблемы - от плохой компании и житейских неурядиц до отсутствия работы и жилья. Не все могут справиться с бедой самостоятельно, ведь это только по паспорту они взрослые, а по сути – дети, к тому же совсем неприспособленные к самостоятельной жизни. В критический момент им не на кого опереться, не у кого спросить совета… Думаю, что создание службы постинтернатного сопровождения помогло бы решить целый ряд проблем, связанных с переходным периодом.

Свобода выбора профессии

Начальник отдела опеки Управления образования Старомайнского района Нина Ведьманова считает, что проблема стоит еще шире: мало научить детей решать свои бытовые проблемы, необходимо обеспечить им свободу выбора профессии, поскольку любимое дело является основой успеха в жизни.

Нина Геннадьевна предлагает разработать и принять закон, обеспечивающий возможность ребенку, оставшемуся без попечения родителей, учиться там, где он хочет. Для этого к размеру и форме гособеспечения таких детей необходимо подходить строго индивидуально – вплоть до возможности оплаты съемной квартиры или предоставления общежития в соседнем учебном заведении. Словом, нужна единая система патронирования.

Правда, с этим связана еще одна проблема - как правило, воспитанники детских домов, если они даже обучаются в обычной общеобразовательной школе, не получают тех знаний, которые даются их «домашним» сверстникам. А значит, выпускники детских домов «неконкурентоспособны» при поступлении в вуз, да и для дальнейшего профессионального образования у них нередко недостает базовых знаний.

Исключение должно стать правилом

Конечно, никто не заменит ребенку родителей, но, как показывает практика, способы вывести детей-сирот в нормальную самостоятельную жизнь все-таки существуют. И пример Старомайнского техникума, свидетельствует о том, что вовсе не обязательно ждать, пока эта проблема будет решена «сверху». Уже сейчас можно сделать многое для детей, которые лишены родительской любви и заботы.

Эта работа приносит свои плоды. В 2011 году из десяти жилых помещений, приобретенных по жилищным сертификатам в Старомайнском районе, шесть получили выпускники и учащиеся техникума. Один из них, девятнадцатилетний Вадим Морозов, уже создал семью, воспитывает дочь Киру и постепенно, с помощью родного учебного заведения и районных властей, налаживает быт. В родном техникуме сейчас учится его младший брат. И свою дальнейшую судьбу Вадим намерен связать со Старой Майной – здесь жить, работать и продолжать свой род.

Впрочем, этот пример пока можно рассматривать, скорее, как исключение из правил. А надо бы, чтобы это стало правилом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество