Что происходит в период адаптации
- Значительно повышается нагрузка на организм. Двигательная активность у ребёнка прежняя, а школьные занятия требуют усидчивости, сидячего, неподвижного положения.
- У первоклассника иной уровень внимания и умственного напряжения. Ему приходится осваивать множество правил поведения в школе, это сложно, если ваш ребёнок недетсадовский. Первоклашке надо привыкать к учителям, сверстникам, выстраивать с ними отношения для комфортного существования в новой среде обитания.
Как помочь?
- Серьезно отнестись к планированию стабильного режима дня: у ребенка должно быть достаточно времени для двигательной активности и отдыха (сон не менее 11 часов). Не торопитесь с «продлёнкой»: вторую половину дня в начале учёбы лучше отдать прогулкам на свежем воздухе, спорту, развивающим играм и спокойному отдыху.
- Не делайте переход к школьным занятиям слишком резким. Из играющего малыша трудно сразу превратиться в прилежного школьника. Весь первый год обучения игра остается для ребенка инструментом познания, первоклассник гораздо лучше усваивает новые знания именно в игровой форме. Пусть берёт с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть с ней на переменах, рассказать ей свои первые переживания.
- Поощряйте за любые конкретные успехи в учебе, школьной жизни, подчёркивайте его сильные стороны, разбирайте вместе с ним трудные ситуации, подсказывайте ему правила поведения, интересуйтесь всеми мелочами его жизни.
- Разберитесь со школьными правилами вместе: расскажите, зачем нужно каждое из них, почему их важно соблюдать. Стрессом для первоклашки могут стать и школьные звонки, и правило «поднятой руки», и обращение к педагогу, обед в столовой, переодевание в раздевалке и на уроке физкультуры. Почаще вспоминайте собственные неудачи в школе, и способы выхода из них.
- Интересуйтесь, как прошел день, задавайте вопрос не «Как ты себя сегодня вел?», а «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т.д. Важно, чтобы ребенок делился с вами своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными отговорками. Помогите ребёнку подружиться с одноклассниками, разбирайте с ним «трудные ситуации» взаимоотношений в коллективе.
- Без серьезных причин не занижайте авторитет учителя в глазах ребенка, научитесь сами сотрудничеству с педагогами, постарайтесь не пропускать мероприятия в школе, не «заражайте» ребенка своими тревогами, умерьте собственные ожидания от ребенка, как негативные, так и позитивные. Расскажите ребёнку, какие перспективы его ожидают по окончании первой четверти, полугодия, года, младшей школы. Настройте его на позитив!
По советам психолога Евгении Лепешовой