Уже несколько лет действует региональная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области в 2006-2012 годах". Областную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения возглавил лично губернатор Сергей МОРОЗОВ. Действительно, статистика свидетельствует о том, что за несколько лет произошло значительное снижение числа дорожно-транспортных происшествий, меньше стало жертв на дорогах. Но…
Обратный ход
За первые шесть месяцев текущего года наметилась обратная тенденция: если с января по июнь прошлого года в Ульяновской области произошло 476 ДТП, то в текущем году за тот же отрезок времени их было почти на сотню больше – 572. За это время погибло 80 человек, в том числе четверо детей. Только в июле было 17 жертв… Еще печальнее статистика травматизма непосредственно в Ульяновске – общее число аварий возросло на 42 процента, погибших – на 42 процента, пострадавших – на 39 процентов.
На загородных трассах причина аварий с тяжкими последствиями – выезд на полосу встречного движения, а в городах участились наезды на пешеходов. Практически ни одна летняя сводка не обходится без сообщений о ДТП с участием велосипедистов, водителей мопедов и скутеристов. Это особенно печально, поскольку в таких авариях, как правило, увечья получают дети и подростки, не достигшие 16-летнего возраста.
В чем причина столь внезапного «скачка»?
Свою версию предлагает начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности движения УГИБДД УВД по Ульяновской области Светлана ЯШНОВА: «Проблема в том, что с января прошлого года число автотранспортных средств на территории области увеличилось на 40 000 единиц. Благосостояние людей растет, многие приобретают автомобили, автошколы «пекут» водителей, как пирожки. На дорогах становится все больше водителей, которые с явным легкомыслием относятся к соблюдению правил дорожного движения, не имея достаточного опыта, чтобы здраво оценить дорожную ситуацию».
Не искать причины, а принимать меры
Безусловно, все это имеет место, но, вероятно, причина не только в этом. Дорожная инфраструктура не претерпела за последние годы принципиальных изменений. Несмотря на кампанию по ремонту дорог, в которую уже второй год вкладываются огромные средства, состояние большинства из них, даже недавно отремонтированных, остается плачевным. Ямы и колдобины даже на центральных магистралях города не успевают заделывать, как они возникают снова. Даже в Ульяновске есть участки дорог, где дорожная разметка едва угадывается или вообще начисто стерта.
Появились прецеденты, когда виновником ДТП признаются организации, несущие ответственность за содержание дорог.
Уже не первый год в Ульяновске действует широко разрекламированная программа обновления городского общественного транспорта. Однако процентное соотношение автобусов большой и средней вместимости и маршрутных такси принципиально не изменилось. И вот результат: рост числа ДТП с участием общественного транспорта с 15 в прошлом году до 22 в текущем. Правда, в этом году, в отличие от прошлого, ни один пассажир не погиб, зато число пострадавших за полугодие увеличилось с 26 до 33.
Есть у проблемы и еще одна сторона: ужесточение санкций против нарушителей правил дорожного движения и их реальное применение коснулось только водителей. А вот пешеходы, переходящие улицу в неположенном месте и даже перебегающие ее «под носом» у движущегося автомобиля, как правило, остаются безнаказанными.
Возникают два извечных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». Совершенно очевидно, что программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ульяновской области» дала сбой. А значит, ведомствам и службам, ответственным за ее реализацию, необходимо всесторонне проанализировать причины неутешительных результатов минувшего полугодия, разработать, а главное, осуществить все необходимые меры, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.