Чудо-баня
Теперь у семьи Рябовых нет ни бани, ни 110 тысяч рублей, которые они отдали мнимому предпринимателю. А есть только решение суда, по которому он должен им деньги вернуть, но всё как-то не возвращает.
- Не знаю, получим ли мы что-нибудь с него, - говорит Антонина Александровна. – На суде он только повторял: «Простите-извините. Я безработный, у меня ребёнок». И никакой он не предприниматель оказался. Признался, что ни одной бани не построил, только видел, как это делается…. А обещал: «Я вам баню построю по новым технологиям – ни у кого такой не будет!».
Разве можно было подумать?
Антонина Александровна и её муж год назад купили полдома на Мостовой, так что баня им была нужна позарез. Прошлым летом поехали с сыном на строительный рынок, что на Московском шоссе, и сразу увидели её – баню-красавицу. Цена была немалая, но сын настоял: «Хочу вам хороший подарок сделать!». Заключили договор с предпринимателем Ч., отдали предоплату в 100 тысяч рублей.
Супруги убеждены, что при заключении сделки ничто их не могло насторожить. Они приехали на официальный рынок, видели образец бани, заключили договор, скрепили его печатями… Чего же ещё?
Но, получив деньги, предприниматель пропал на полторы недели. А ещё насторожила «бригада», которая, наконец, привезла на участок брусья для бани.
- Они и на рабочих не были похожи, будто он этих людей прямо на улице собрал, - вспоминает Антонина Александровна. Тем не менее, она доплатила 10 тыс. рублей, когда потребовались ещё деньги.
Работа всё лето шла ни шатко, ни валко, а когда хозяин дома сказал, что «строители» гонят откровенную халтуру (сруб получался кривой, а при сильном ветре – заметно шатался), они и вовсе пропали. Отчаявшись, супруги начали уговаривать «предпринимателя» достроить баню, их сын брался ему помочь. Но тот потерял интерес к заказу.
Сколько нужно жертв?
Осенью общественная организация по защите прав потребителей «Успех» в интересах Антонины Александровны Рябовой обратилась в суд с иском к ИП, требуя расторгнуть договор и вернуть ей аванс в 110 тыс. рублей. Только в ходе судебного разбирательства выяснилось, что у него статус предпринимателя был прекращен еще в ноябре 2011 года. От ИПэшного прошлого осталась печать. Она, разумеется, подкупала его потенциальных клиентов. Могла ли Антонина Александровна и её семья предположить, что недействующую печать можно пускать в дело безнаказанно?
- Когда фирмы закрываются, печати, удостоверения, другие документы остаются у экс-предпринимателей. Чтобы выяснить, с настоящим предпринимателем имеешь дело или нет, человек должен прийти в налоговую инспекцию, заплатить 200 рублей и выяснить, есть такой предприниматель в реестре или нет. Разумеется, никто этого не делает, - говорит юрист общественной организации «Успех» Дмитрий ЩЕГЛОВ. – Кстати, Рябовы не единственные пострадавшие от действий этого человека. Нашей организации известны ещё четыре аналогичных случая. В такой ситуации людям остаётся только идти в суд и добиваться расторжения договора. Решения будут положительные, но вот что можно взыскать? Официально у него ничего нет.Как себя защитить при совершении сделки? Я бы посоветовал хотя бы не делать предоплату больше, чем 25% от суммы. И обязательно требовать товарный чек.
Понятно, что совет юриста может только снизить риски, и непонятно, почему дела, где фигурируют лжепредприниматели и в ход идут недействующие печати рассматриваются в рамках гражданского процесса. Сколько нужно жертв, чтобы они становились предметом уголовного расследования?