23 ноября прошлого года президент России Дмитрий Медведев выступил в своем видеоблоге с заявлением, которое многим показалось неожиданным: «В нашей политической жизни стали появляться симптомы застоя, возникла угроза превращения стабильности в фактор стагнации. А такой застой одинаково губителен и для правящей партии, и для оппозиционных сил. Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной. Поэтому возникла необходимость поднять уровень политической конкуренции». Были и более поздние высказывания главы государства, где он заявлял, что «России необходимо отказаться от представительства одной партии во власти и постепенно перейти к представительству нескольких»...
У каждого свой оптимизм
Что же после этого реально изменилось в расстановке политических сил на региональном уровне? Мы обратились с этим вопросом к лидерам областных организаций политических партий, имеющих представительство в законодательных органах власти. Как и ожидалось, их ощущения категорически не совпали…
В региональном исполнительном комитете «Единой России» нам сообщили, что секретарь политсовета Игорь ТИХОНОВ высказался по этому поводу в своем блоге еще «по горячим следам» президентского заявления… И с тех пор партийная позиция изменений не претерпела. Суть заявления в том, что «Единая Россия» - за активную и честную конкурентную борьбу с политическими оппонентами, что необходимо привлекать в политику новых интересных людей, которые бы привнесли свежие идеи. Однако проблема в том, что «другие партии не меняются, оказываются неспособными перейти на новый уровень развития».
Однако такая декларация не вызывает ни малейшего доверия у оппозиционеров. Например, координатор ЛДПР в Ульяновской области Сергей МАРИНИН заявил: «Установка правящей партии такова – декларировать, но не допускать политической конкуренции на практике». Однако в будущее лидер ульяновских либерал-демократов смотрит с некоторым оптимизмом, утверждая, что сегодня востребованность идей и предложений ЛДПР настолько высока, что путем «настройки» существующего правового поля можно сделать так, чтобы голос оппозиции не только звучал громче, но был услышан и воспринят».
Примерно в том же ключе высказался и руководитель фракции «Справедливая Россия» в ЗС Ульяновской области Николай ДОРОНИН: «Можете быть уверены, что «Справедливая Россия» не позволит партии власти долго оставаться без движения. Процент голосов, отданных людьми в нашу поддержку, постоянно растёт. Так, если в 2007 году за СР проголосовали 7,7% избирателей, то сейчас в среднем 13,3%, а после единого дня голосования в октябре 2010-го эксперты отметили значительное усиление позиций нашей партии».
Ощущения могут быть обманчивы…
А вот лидер ульяновских коммунистов Александр КРУГЛИКОВ такого оптимизма не разделяет: «Никаких шагов, к тому, чтобы сделать политическую конкуренцию действительно честной, не делается. На девяносто с лишним процентов председатели избирательных комиссий, их заместители и секретари - члены одной политической партии. О каких справедливых выборах может идти речь в такой обстановке?! И никто даже не пытается понять, каковы истинные настроения в обществе. В подобных условиях нельзя рассчитывать ни на какую социальную стабильность. В Тунисе и Египте тоже десятилетиями стояла «тишина» и никто не ожидал социального взрыва. Ощущение стабильности в российском обществе тоже может оказаться обманчивым».
Каковы будут реальные последствия заявления Дмитрия Медведева, произойдут ли какие-либо изменения в соотношении политических сил, покажут выборы в Государственную Думу, которые, если «все пойдет по плану», состоятся в декабре текущего года. Но и сейчас очевидно, что ни одна из партий не собирается играть в поддавки…
Сергей Юрьев.